Я пешком обойду весь мир. «Челленджер» представляет Сергея Лукьянова

Содержание

12 жутких историй о людях, которые хотели покорить Эверест, но остались там навсегда

Я пешком обойду весь мир. «Челленджер» представляет Сергея Лукьянова

Эверест (Джомолунгма) — высочайшая вершина земного шара высотой 8852 м находится в Гималаях, на границе Непала и Китая (Тибета), напоминает Ranker.

По статистике, на Эверест поднялось около 1500 человек. Остались там (по разным источникам) от 120 до 200. Среди этих 200 человек есть и те, кто всегда будет встречать новых покорителей.

На северном маршруте находится восемь открыто лежащих тел, на южном — около десяти. В условиях вечной мерзлоты тела не разлагаются, а мумифицируются

Снять их оттуда не представляется возможным: из-за крайне разрежённого воздуха на такой высоте даже тренированный альпинист с трудом способен нести свой кислородный баллон, не говоря уж о дополнительной нагрузке.

По той же причине умирающих, но ещё живых неудачников не могут спасти даже те, кто оказывается рядом… А вертолёты туда не долетают.

В итоге тела погибших альпинистов лежат на склонах горы десятилетиями, становясь своеобразными ориентирами для новых поколений экстремальных скалолазов — из которых тоже далеко не все спускаются обратно…

Вот 12 историй о людях, навеки оставшихся на Эвересте (не для слабонервных!):

1. Самый известный труп Эвереста используется для замера расстояния до пика

Вероятно, самое известное из тел, известное как «Зелёные Ботинки», принадлежит индийскому альпинисту Цевангу Палчжору. Это прозвище он получил за зелёные горные ботинки, которые до сих пор на нём. Они торчат у входа в пещеру, где расположено тело, на высоте 8500 м.

В 1996 году команда из шести индийцев попыталась достичь вершины Эвереста. Недалеко от вершины они попали в метель. Трое из них повернули назад, но Палчжор и двое других альпинистов продолжили подъём и бесследно пропали. Они передали по радио, что им удалось добраться до вершины (хотя на этот счёт есть сомнения), потом связь оборвалась.

В 2014 году Зелёные Ботинки был сброшен ниже, где лежит теперь среди тел других альпинистов, убранных с основного маршрута.

2. «Спящая Красавица», чья смерть была совсем не сказочной

22 мая 1998 года альпинист Фрэнсис Арсентьева стала первой женщиной, достигшей пика Эвереста без кислородных баллонов. К сожалению, она не смогла отпраздновать это достижение.

Арсентьева и её муж Сергей находились в мёртвой зоне на высоте 8000 м почти трое суток. Достигнув вершины, они так устали, что решили заночевать там.

На следующее утро они начали спуск, но получилось так, что им пришлось разделиться. Сергей добрался до лагеря и понял, что жены ещё нет. Он сразу же вернулся, чтобы найти её, принести ей кислород и лекарства. Больше его никто не видел.

Фрэнсис позднее нашли британские альпинисты. «Пожалуйста, не оставляйте меня» — умоляла она, но после часа бесплодных попыток завернуть её в одеяло и поднять, британцы начали терять силы в разрежённой атмосфере и сами оказались при смерти. Им пришлось оставить Арсентьеву, прозванную «Спящей Красавицей».

3. Смерть Дэвида Шарпа шокировала мир и вызвала бурю негодования в отношении «горного кодекса»

В 2006 году Дэвид Шарп, альпинист из Англии, решил сделать неслыханное — покорить Эверест в одиночку. Достигнув пещеры, где покоились «Зелёные Ботинки», мужчина решил отдохнуть, но со временем осознал, что не может продолжить свой путь. Спустя несколько часов он замёрз насмерть, буквально в полуметре от неудачливого индийца.

Поражает тот факт, что более 40 альпинистов видели замерзающего Дэвида, но никто не остановился помочь. Неписанный «кодекс альпиниста» гласит, что собственное выживание всегда должно оставаться приоритетом. Однако многие были возмущены тем, что у альпинистов не нашлось сил помочь умирающему… однако нашлись силы продолжить восхождение на вершину!

4. Настоящий Индиана Джонс был обнаружен через 75 лет после смерти, но его гибель до сих пор окутана тайной

Самый старый труп альпиниста на Эвересте нашли в 1999 году, спустя 75 лет после его смерти. Джордж Мэллори хотел быть первым человеком, забравшимся на вершину горы. Всё, что альпинист взял с собой, — примитивное снаряжение и большущие кислородные баллоны.

Нам не узнать, удалось ли Мэллори заверишь начатое, но слухи о его поступке ходили долгие годы. Современники считали его великим скалолазом, а на вопрос, почему он взялся покорять Эверест, Мэллори отвечал: «Потому что он есть».

5. Ханнелоре Шматц принадлежит сомнительная честь быть первой женщиной, погибшей на Эвересте

Ужасный случай произошёл с немецкой альпинисткой Ханнелорой Шматц. В 1979 году она погибла во время спуска с вершины. Она стала первой женщиной, погибшей на верхних склонах Эвереста.

На высоте 8300 м Шматц приняла решение переночевать на склоне. Годы спустя альпинисты наткнулись на её замёрзшие остатки; тело Шматц сидело, прислонившись к рюкзаку, с широко открытыми глазами и длинными волосами, развевающимися на ветру, всего в 100 м от лагеря.

6. Куча тел сложилась в яркое разноцветное пятно на горном склоне

Популярный Северо-восточный маршрут альпинисты раньше называли «Радужной долиной» из-за огромного количества тел, валявшихся на пути, одетых в разноцветную экипировочную одежду. Невозможно было взобраться на вершину, не увидев этих мёртвых альпинистов.

Со временем альпинисты перерезали верёвки и оттолкнули некоторые из тел, а другие покрыло снегом и льдом. Но даже сегодня многочисленные тела виднеются по всему маршруту.

Интересно, что по непальским законам гора священна, поэтому тела должны немедленно убираться. Но сделать это не представляется возможным…

7. Этот британский лётчик собирался покорить Эверест с помощью одного лишь «Отче наш»

Одна из самых необычных историй смерти на Эвересте повествует о Морисе Уилсоне, британском солдате, лётчике, мистике и скалолазе, погибшем в 1934 году.

Полагая, что все проблемы нашей планеты могут быть решены с помощью постов и веры в Бога, Уилсон хотел доказать свои убеждения. Его план был долететь почти до самой вершины на аэроплане, а затем бросить его и пройти остаток пути пешком. Но у него так и не получилось научиться как следует управлять самолётом, поэтому купленный аэроплан потерпел крушение в 1933 году.

Тогда он нанял местных проводников и попытался взойти пешком. Первая попытка оказалась неудачной: помешали погодные условия и собственная неопытность. Через некоторое время он снова взялся за дело, но на высоте столкнулся с огромной стеной льда и повернул обратно.

Наконец он предпринял ещё одну попытку. Она также оказалась неудачной. Он умер через несколько дней в своей палатке, где был обнаружен в 1935 году.

8. Первый сноубордист на Эвересте, возможно, до сих пор сползает по склону горы

Цель Марко Сиффреди была довольно проста: стать первым человеком, спустившимся с Эвереста на сноуборде. В мая 2001 года в возрасте 22 лет Марко достиг вершины Эвереста. Однако снега было недостаточно, поэтому Марко часть пути спускался пешком.

На следующий год он вернулся на Эверест в августе, надеясь, что на этот раз снежный покров будет достаточно глубоким. На этот раз снега было даже слишком много, поэтому пришлось ждать, пока сойдёт лавина.

Последнее сообщение, полученное его провожатыми по рации, прежде чем она вышла из строя, гласило, что Марко «очень устал». Поисковый отряд нашёл следы его сноуборда, заканчивающиеся на расстоянии около 460 м от вершины. Его тело так и не было найдено.

9. Сотрудник Google, который отснял Эверест для Гугл Карт, не вернулся домой

В апреле 2015 года Непал потрясло сильнейшее землетрясение магнитудой 7,8 баллов, унёсшее тысячи жизней. Помимо разрушений в Катманду, оно вызвало сход огромной лавины на Эвересте.

Среди погибших был Дэн Фрединбург, топ-менеджер Google по вопросам несанкционированного доступа.

Фрединбург был опытным альпинистом и сооснователем Google Adventure — команды, снимавшей Google Street View в таких экстремальных и экзотических местах, как вершина Эвереста и Большой Барьерный риф в Австралии.

10. Японка покорила Семь вершин, чтобы погибнуть на Эвересте

Одной из самых страшных страниц в истории альпинизма считается трагедия на Эвересте в мае 1996 года — события, произошедшие 11 мая 1996 года и приведшие к массовой гибели альпинистов. За весь сезон 1996 года при восхождении на гору погибли 15 человек, что навсегда вписало этот год как один из самых трагических в истории покорения горы.

Трагедия произошла в результате неудовлетворительной подготовки экспедиций и плохих погодных условий. Каждый из выживших участников событий предложил свою версию случившегося. В частности, журналист Джон Кракауэр описал трагедию в своей книге «В разрежённом воздухе».

Ясуко Намба была опытной альпинисткой, которая мечтала покорить Семь вершин. Эверест был последней вершиной в списке; однако во время спуска началась буря, и 47-летняя японка так и не вернулась с восхождения.

Из-за небольшой массы тела (всего около 45 кг) она стала первой жертвой гипотермии и суровых условий. Когда застрявших на горе альпинистов стали эвакуировать, она уже была мертва. Её тело обнаружили на следующий день: она нашла в себе силы отползти в сторону, где умерла от изнеможения — одна среди завывающих буранов.

11. Этот альпинист буквально наткнулся на тело друга, погибшего несколькими месяцами ранее

Покорив четыре из Семи вершин, в 2010 году шотландец Питер Кинлох наконец-то осуществил мечту своей жизни — взобрался на вершину Эвереста. Его коллега по команде утверждает, что на пике горы Кинлох был, как всегда, весел и жизнерадостен.

К сожалению, всего через несколько часов альпинист потерял зрение и погиб, страдая от обморожения и невероятной усталости.

Коллеги по группе были вынуждены оставить его умирать после двенадцати часов непрерывной поддержки, снабжения кислородом и лекарствами. Дополнительной проблемой стало то, что суровые погодные условия грозили запереть и их вместе с Питером в мёртвой зоне.

Несколько месяцев спустя друг Кинлоха Родни Хогг совершал восхождение на Эверест, когда вдруг заметил тело Питера на выступе, идеально сохранившееся в вечной мерзлоте. По словам Хогга, он мгновенно узнал друга, на лице которого было «выражение облегчения».

12. Астронавт погиб на Эвересте, испытывая экипировку для будущих космических миссий

Карл Гордон Хенайз был учёным, преподавателем и астронавтом. В 1985 году он отправился в космос на шаттле Челленджер — в то время он был самым пожилым американцем побывавшим в космосе. Хенайзу было 58 лет.

Кроме занятий наукой, Хенайз испытывал страсть к покорению горных вершин. В октябре 1993 66-летний учёный получил приглашение от британской экспедиции совершить восхождение на Эверест. Хенайз согласился в надежде протестировать новое радиационное устройство НАСА на разных высотах.

На высоте 6705 м группа разбила лагерь. В это время у Карла Хенайза начались проблемы с дыханием. Несмотря на оказанную помощь, Карл Хенайз умер от высотного отёка лёгких. Он был похоронен немного выше ледника Чангсте, на высоте 5486 м.

Поделитесь этими историями с теми, кто думает, что человек может безнаказанно бросить вызов природе!

Источник: https://www.navolne.life/post/12-zhutkih-istorij-o-lyudyah-kotorye-hoteli-pokorit-everest-no-ostalis-tam-navsegda

73 секунды полета. История крушения шаттла Challenger – Технологии Onliner

Я пешком обойду весь мир. «Челленджер» представляет Сергея Лукьянова

Гонка вооружений между СССР и США проходила для каждой державы по совершенно разным правилам. Если одна сторона сообщала о победах постфактум, а неудачи пыталась скрыть (см. взрыв ракеты Р-16 на Байконуре в 1960 году), то соперники действовали иначе — как правило, на виду у общественности.

Тем страшнее оказался удар для американцев, увидевших 28 января 1986 года в прямом эфире гибель семи человек и шедевра инженерной мысли — шаттла Challenger. Onliner.

by вспоминает историю крушения космического корабля, в которой нашлось место безалаберности, простому невезению и фатальной мысли «авось пронесет».

Американцы и ранее сталкивались с потерями астронавтов, но происходило это на земле: экипаж «Аполлон-1» не смог пережить пожар в заполненной кислородом камере при тренировке, погибло три человека.

Постепенно космонавтика сделала несколько важных шагов: улучшались меры безопасности, продумывалось больше сценариев на случай неполадок, и даже в экстремальных условиях астронавты имели шанс на спасение — вспомнить хотя бы полет «Аполлон-13», когда недостаток электроэнергии привел к массе проблем и едва не обернулся гибелью экипажа.

Идея многоразового челнока возникла у инженеров еще в конце шестидесятых годов. Через некоторое время на программу удалось выбить финансирование — Конгресс США одобрил проект корабля для пилотируемых космических полетов, который мог использоваться неоднократно.

Планировалось построить четыре шаттла, а перед ними один прототип Enterprise, который так и не увидел космос — он предназначался для тестов в атмосфере. США начали новую главу в истории покорения космоса 12 апреля 1981 года — спустя ровно 20 лет после полета Юрия Гагарина.

Изначально старт планировался на два дня раньше, поэтому знаковые даты можно считать приятным совпадением. Первым запущенным шаттлом стал Columbia, который, как и Challenger, тоже не встретил старость в музее.

Старт корабля был огромным риском: челнок запускали сразу с людьми, без тестового полета под контролем автоматики. Но в тот раз все завершилось удачно.

Изначальные амбиции NASA пришлось быстро умерить: запуски шаттлов влетали в копейку, челноки время от времени дорабатывали, и стало ясно, что первоначальный план совершать 24 старта в год не имеет ничего общего с реальностью. В среднем каждый шаттл за 30-летнюю историю программы совершил около трех десятков рейсов, за исключением Challenger.

Юбилейный полет

Второй построенный шаттл, «Челленджер», к началу 1986 года побывал в космосе девять раз за три года. Экипаж последней миссии состоял из семи человек, шесть из которых — профессиональные астронавты.

К тому времени полеты в космос стали казаться обыденностью, и в верхах засела мысль, что с колоссальной нагрузкой — как физической, так и эмоциональной — может справиться человек с улицы, а не только ветераны ВВС с отменным здоровьем.

Седьмым участником миссии STS 51-L стала Криста МакОлифф, до этого с космосом и NASA никак не связанная. 37-летняя учительница английского языка и биологии в школе Нью-Гемпшира победила в национальном конкурсе.

Идея американского правительства была в том, чтобы отправить в космос обычного человека, и на эту роль идеально подходили учителя.

Благородная профессия, предполагающая внимательность, умение найти нужный подход к неусидчивым детям и доскональное знание дисциплины — за все заслуги лучшим подарком (и способом поднять рейтинги политиков) стал бы полет в космос, что являлось несбыточной мечтой для подавляющего большинства населения планеты.

Криста сумела обойти порядка десяти тысяч кандидатов. После почти года тренировок МакОлифф, как и другие участники миссии, была полностью готова к полету. В отличие от самого челнока.

Неудачи с самого начала

Старт десятой миссии Challenger неоднократно откладывался. Сперва запуск планировался еще в 1985 году, но затем отправку шаттла перенесли на 22 января 1986 года. Следующая неделя явно оказалась для NASA и астронавтов очень нервной: запуск переносили почти каждый день — то из-за погодных условий и низкой температуры, то из-за обнаруженных в последний момент технических проблем.

Как слабый мороз (минус 1 градус по Цельсию) может повлиять на запуск космического корабля весом 2000 тонн? Все дело в уплотнителях, которые используются для герметизации твердотопливных ускорителей.

Последних в шаттле два, и они состоят из нескольких отсеков, а места стыков должны надежно закрываться теми самыми уплотнителями. Во время перегрузок при взлете эластичность материала позволяла все время сохранять герметичность и не допускать утечек.

Проблема в том, что при низкой температуре кольца затвердевали. Именно эти уплотнители и приведут к катастрофе Challenger.

Шаттлы при минусовой температуре ранее не отправляли. В NASA долгое время знали о проблеме с уплотнителями — еще до первого старта Columbia.

Ответственные лица закрывали на ситуацию глаза, корабли все время запускали при более-менее теплой погоде, хотя и раньше к работе ускорителей были нарекания.

Но каждый раз все обходилось, и на потенциальную опасность перестали обращать внимание. К тому же 24 успешных старта только уверили руководство, что проблема эта несерьезная.

«Авось» не сработало

В 11:38 утра 28 января шаттл стартовал с мыса Канаверал. Еще при запуске, как в дальнейшем установят следователи по видеозаписи, из правого ускорителя начал идти дым.

По мере набора высоты он становился все более темным, и на 59-й секунде кольцо не выдержало — из места стыка появилось пламя.

Из-за воздушного потока огонь прильнул к основному топливному баку (рыжего цвета), в котором находилось 1700 тонн топлива — а это более 3/4 от всей стартовой массы корабля. Бак поделен на три отсека: в одном жидкий кислород, в других — жидкий водород.

В результате воздействия пламени элемент ускорителя врезался в бак. От пробития обшивки топливо начало выливаться, что мгновенно привело к сильному пожару. В дальнейшем будет установлено, что как такового взрыва не было — просто образовался огромный огненный шар.

Сам челнок оказался невероятно крепким: он хоть и развалился на несколько частей, но отсек с экипажем в носовой части корабля остался целым и по инерции продолжил удаляться от планеты. Кабина достигла высоты 20 км (бак разрушился на высоте порядка 14 км), после чего начала падать.

Установлено, что минимум три астронавта пережили разрушение шаттла. У них были включены PEAP — персональные устройства подачи воздуха. Но неизвестно, долго ли члены экипажа оставались в сознании.

В любом случае шанса выжить не было: кабина врезалась в Атлантический океан на скорости более 330 км/ч (207 миль в час), перегрузка составила около 200g.

Программу Space Transportation System приостановили до выяснения причин катастрофы. Только к маю 1986 года завершилась операция по подъему обломков, и несколько комиссий принялись строить более точные гипотезы. Специалистам, можно сказать, повезло: момент старта и разрушения попал на видео, что упростило работу.

В расследовании участвовали эксперты NASA и Комиссия Роджерса (названа по имени руководителя комиссии политика Уильяма Роджерса), сформированная по поручению президента США Рональда Рейгана. Первоначальное подозрение пало на топливный бак, но следы теплового воздействия на правом ускорителе быстро привели экспертов к мысли, что проблема кроется именно здесь.

Комиссия Роджерса пришла к следующему выводу: причиной гибели Challenger стали кольца-уплотнители, которые не обеспечили должную защиту правого ускорителя в силу ряда факторов.

Среди них — общая ненадежность используемой конструкции, низкая температура атмосферы при запуске (это была сопутствующая, но не основная причина) и качество материала уплотнителя.

Для дальнейшей эксплуатации шаттлов требовалось внести несколько серьезных изменений и пересмотреть план полетов.

Запуски челноков возобновились лишь спустя два с половиной года. На смену Challenger был построен Endeavour. По иронии судьбы, на нем в космос слетала Барбара Морган — еще одна школьная учительница, которая была дублером погибшей Кристы МакОлифф в роковой миссии Challenger.

Доработки позволили без проблем использовать шаттлы до 2003 года, когда при завершении своего 28-го полета разрушился Columbia. С тех пор челноки эксплуатировались еще восемь лет — до 21 июля 2011 года, когда Atlantis вернулся на Землю. Суммарно в рамках программы было совершено 135 запусков, из которых 133 оказались удачными.

Уцелевшие Endeavour, Discovery и Atlantis сейчас хранятся в музеях и научных центрах США.

Телескопы в каталоге Onliner.by

Источник: https://tech.onliner.by/2017/10/29/challenger

Шаттл

Я пешком обойду весь мир. «Челленджер» представляет Сергея Лукьянова

Космос – безвоздушное пространство, температура в котором составляет до -270°С.

В такой агрессивной среде человек не может выжить, поэтому космонавты всегда рискуют жизнью, устремляясь в неизвестную черноту Вселенной. В процессе изучения космоса произошло немало катастроф, унесших десятки жизней.

Одной из таких трагических вех в истории космонавтики стала гибель шаттла “Челленджер”, в результате которой погибли все члены экипажа.

Кратко о корабле

В 1967 году Соединенные Штаты в NASA запустили миллиардную программу “Космическая транспортная система”. В ее рамках в 1971 году началось строительство многоразовых космических аппаратов – спейс шаттлов (на английском Space Shuttle, что дословно переводится как «космический челнок»).

Планировалось, что эти шаттлы будут, словно челноки, курсировать между Землей и орбитой, поднимаясь на высоту до 500 км. Они должны были пригодиться для доставки полезных грузов на орбитальные станции, выполнения необходимых монтажных и строительных работ, проведения научных исследований.

Одним из таких кораблей стал шаттл “Челленджер” – второй космический челнок, построенный по этой программе. В июле 1982 года он был передан NASA в эксплуатацию.

Название свое получил в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-х годах. В справочниках NASA числился как аппарат OV-99.

История полетов

Впервые в космос шаттл “Челленджер” поднялся в апреле 1983 года для запуска трансляционного спутника. В июне того же года стартовал повторно для вывода на орбиту двух коммуникационных спутников и проведения фармацевтических опытов. Одним из членов экипажа была первая американская женщина-космонавт Салли Кристен Райд.

Август 1983 года – третий старт шаттла и первый ночной в истории американской космонавтики. В результате на орбиту был выведен телекоммуникационный спутник Insat-1B и протестирован канадский манипулятор “Канадарм”. Продолжительность полета составила 6 суток с небольшим.

В феврале 1984 года шаттл “Челленджер” снова поднялся в космос, но миссия по выведению еще двух спутников на орбиту была провалена.

Пятый старт состоялся в апреле 1984 года. Тогда впервые в мировой истории был произведен ремонт спутника в космосе. В октябре 1984 года произошел шестой запуск, который ознаменовался присутствием на борту космического корабля двух женщин-астронавтов. В ходе этого знаменательного полета был совершен первый в истории американской космонавтики выход в космос женщины – Кэтрин Салливан.

Седьмой полет в апреле 1985 года, восьмой в июле и девятый полет в октябре этого года также были успешными. Их объединяла общая цель – проведение исследований в космической лаборатории.

Десятый запуск 28 января 1986 года стал для шаттла и членов экипажа роковым.

В общей сложности на счету у “Челленджера” 9 успешных полетов, он пробыл в космосе 69 суток, 987 раз совершил полный виток вокруг голубой планеты, его “пробег” – 41,5 миллионов километров.

Катастрофа шаттла “Челленджер”

Трагедия произошла близ побережья Флориды 28.01.1986 г. в 11 часов 39 минут. В это время над Атлантическом океаном произошел взрыв шаттла “Челленджер”. Он разрушился на 73-й секунде полета на высоте 14 км от земли. Погибли все 7 членов экипажа.

При старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из этого в боку ускорителя прогорело отверстие, из которого вылетела реактивная струя в сторону наружного топливного бака.

Струя разрушила хвостовое крепление и несущие структуры самого бака. Элементы корабля сместились, что нарушило симметрию тяги и сопротивления воздуха.

Космический корабль отклонился от заданной оси полета, в результате был разрушен под воздействием аэродинамических перегрузок.

Спейс шаттл “Челленджер” не был оборудован системой эвакуации, поэтому шансов на выживание у членов экипажа не было. Но даже если бы такая система была, то астронавты упали бы в океан при скорости более 300 км/ч. Сила удара о воду была бы такова, что все равно никто бы не выжил.

Последний экипаж

Во время 10-го старта шаттл “Челленджер” имел на борту семь человек:

  • Фрэнсис Ричард «Дик» Скоби – 46 лет, командир экипажа. Американский военный летчик в звании подполковника, астронавт НАСА. У него остались жена, дочь и сын. Посмертно награжден медалью “За космический полет”.
  • Майкл Джон Смит – 40 лет, второй пилот. Летчик-испытатель в звании капитана, астронавт NASA. У него остались жена и трое детей. Посмертно награжден медалью “За космический полет”.
  • Эллисон Сёдзи Онидзука – 39 лет, научный специалист. Американский астронавт NASA японского происхождения, летчик-испытатель в звании подполковника. Посмертно ему было присвоено звание полковника.
  • Джудит Арлен Резник – 36 лет, научный специалист. Один из лучших инженеров и астронавтов NASA. Профессиональная летчица.
  • Роналд Эрвин Макнейр – 35 лет, научный специалист. Физик, астронавт NASA. На Земле оставил жену и двоих детей. Посмертно был награжден медалью “За космический полет”.
  • Грегори Брюс Джарвис – 41 год, специалист по полезной нагрузке. По образованию инженер. Капитан ВВС США. С 1984 года астронавт NASA. Дома оставил жену и троих детей. Посмертно был награжден медалью “За космический полет”.
  • Шэрон Криста Корриган Маколифф – 37 лет, специалист по полезной нагрузке. Гражданская. Посмертно награждена Космической медалью – высшей наградой США для космонавтов.

О последнем члене экипажа Кристе Маколифф стоит сказать немного больше. Как гражданский мог попасть на космический шаттл “Челленджер”? Это кажется невероятным.

Криста Маколифф

Она родилась 02.09.1948 года в Бостоне, штат Массачусетс. Работала учительницей английского языка, истории и биологии. Была замужем и имела двоих детей.

Ее жизнь текла привычно и размеренно, пока в 1984 году в США не объявили конкурс “Учитель в космосе”. Его идеей было доказать, что каждый молодой и здоровый человек после адекватной подготовки сможет успешно слетать в космос и вернуться на Землю. В числе 11 тысяч поданых заявок было и заявление Кристы – веселой, жизнерадостной и энергичной учительницы из Бостона.

Она победила в конкурсе. Когда вице-президент Дж. Буш (старший) на торжественной церемонии в Белом Доме вручил ей билет победителя, она расплакалась от счастья. Это был билет в одну сторону.

После трехмесячной тренировки специалисты признали Кристу готовой к полету. Ей было поручено снять учебные сюжеты и с борта шаттла провести несколько уроков.

Предполетные проблемы

Изначально в процессе подготовки десятого по счету старта космического челнока было немало проблем:

  • Изначально старт планировали провести 22 января с космодрома Дж. Кеннеди. Но из-за организационных неурядиц старт был передвинут сначала на 23, а потом на 24 января.
  • Из-за штормового предупреждения и низких температур полет отложили еще на день.
  • Снова из-за плохого прогноза погоды старт перенесли на 27 января.
  • В процессе очередной проверки техники выявили несколько проблем, поэтому было решено назначить новую дату полета – 28 января.

Утром 28 января на улице стоял мороз, температура опустилась до -1°С. У инженеров это вызвало беспокойство, и в частной беседе они предупредили руководство NASA о том, что экстремальные условия могут отрицательно сказаться на состоянии уплотнительных колец и рекомендовали снова перенести дату запуска.

Но эти рекомендации были отклонены. Возникло еще одно затруднение: площадка запуска обледенела. Это было непреодолимое препятствие, но, “к счастью”, к 10 утра лед стал подтаивать. Старт был назначен на 11 часов 40 минут. Его транслировали по национальному телевидению.

Вся Америка наблюдала за событиями на космодроме.

В 11 часов 38 минут заработали двигатели. Через 2 минуты аппарат стартовал. Через 7 секунд из основания правого ускорителя вырвался серый дым, это зафиксировала наземная съемка полета. Причиной этого было воздействие ударной нагрузки во время запуска двигателей.

Такое случалось и раньше, при этом срабатывало основное уплотнительное кольцо, которое обеспечивало надежную изоляцию систем. Но в то утро было холодно, поэтому замерзшее кольцо потеряло эластичность и не смогло сработать как положено. Это и стало причиной катастрофы.

На 58 секунде полета шаттл “Челленджер”, фото которого есть в статье, начал разрушаться. Через 6 секунд из внешнего бака начал вытекать жидкий водород, еще через 2 секунды во внешнем топливном баке давление упало до критического уровня.

На 73 секунде полета разрушился бак с жидким кислородом. Кислород и водород сдетонировали, и “Челленджер” пропал в огромном огненном шаре.

Поиск остатков корабля и тел погибших

После взрыва обломки шаттла упали в Атлантический океан. Поиском обломков космического корабля и тел погибших астронавтов занялось Министерство обороны США при поддержке военных из Береговой охраны. 7 марта на дне океана обнаружили кабину шаттла с телами членов экипажа.

Из-за длительного воздействия морской воды вскрытие не смогло установить точную причину смерти. Однако удалось выяснить, после взрыва астронавты оставались живы, так как их кабину просто оторвало от хвостовой части. Майкл Смит, Эллисон Онидзука и Джудит Резник оставались в сознании и включили персональную подачу воздуха.

Вероятнее всего, астронавты не смогли пережить гигантской силы удара об воду.

1 мая поиски обломков шаттла были закончены, из океана удалось достать 55% челнока.

Расследование причин трагедии

Внутреннее расследование всех обстоятельств катастрофы NASA велось под грифом строжайшей секретности.

Чтобы разобраться во всех деталях дела и выяснить причины, из-за которых произошло падение шаттла “Челленджер”, президент США Рейган создал специальную Комиссию Роджерса (по имени председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав вошли видные деятели науки, космические и авиационные инженеры, астронавты и военные.

Через несколько месяцев Комиссия Роджерса предоставила президенту отчет, где были обнародованы все обстоятельства, в результате которых произошла катастрофа шаттла “Челленджер”. Также было указано, что руководство NASA неадекватно отреагировало на предупреждения специалистов по поводу возникших проблем с безопасностью планируемого полета.

Последствия крушения

Крушение шаттла “Челленджер” нанесло сильный удар по репутации США, программа “Космическая транспортная система” была свернута на 3 года. Из-за самой крупной на тот момент катастрофы космического корабля Соединенные Штаты потерпели убытки (8 млрд долларов).

Были внесены существенные изменения в конструкцию челноков, значительно повысившие их безопасность.

Была реорганизована и структура NASA. Создано независимое ведомство по надзору за безопасностью полётов.

Отображение в культуре

В мае 2013 года на экраны вышла кинолента режиссера Дж. Хоуза “Челленджер”. В Великобритании она была названа лучшим драматическим фильмом года. Его сюжет основан на реальных событиях и касается деятельности Комиссии Роджерса.

Источник: http://fb.ru/article/249191/shattl-chellendjer-foto-katastrofa-shattla-chellendjer

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.