От Москвы до Владивостока: кто собирается проехать 9 000 километров на велосипеде

Содержание

10.300 км на велосипеде 2008 | Голубыми тропинками бесконечных рек

От Москвы до Владивостока: кто собирается проехать 9 000 километров на велосипеде

ТрансРоссия Москва–Владивосток на велосипеде: 10.300 км за 118 дней. С 17 мая по 11 сентября 2008.
Дневник |Трек

С этого всё началось

Написано спустя 6 лет: «Сейчас воспринимаю этот маршрут как лёгкий. Единственное, что требуется — грамотно подойти к технической части и никогда не лениться. Проблемы, такие как холод, голод и одиночество здесь не встретятся.

Выехав на трассу с бешеным трафиком на протяжении практически всех 10 тысяч километров, вклиниваешься в общий ритм и подгоняешься им до самого Владивостока.

Через каждые 30 километров кафе с едой, электричеством, интернетом и общением, указатели вдоль всего пути, мосты через все реки.

Единственная сложность в необходимости иметь хладнокровное отношение к автомобилям, пролетающим в трёх десятках сантиметров от моего левого плеча. Самое интересное в природе, в людях и новое в себе начнёт открываться лишь за Байкалом, когда за спиной будет два месяца и больше пяти тысяч километров».

Мечта, которая сбылась

Началось так: бабушка принесла книгу 1986 года с фотографиями Дальнего Востока, я показал ей особо понравившуюся: «Внучёк, это же так далеко! Никто из нас не был на Дальнем Востоке, и ты, скорее всего, тоже там не окажешься». У меня даже слёзы навернулись, потому что уже тогда знал, что люди могут гораздо больше, чем думают о себе.

Москва — Урал — Новосибирск — Обь — Енисей — Байкал — Чита — Амур — Хабаровск — Японское море — Владивосток.

Кажется, прошло два или три года после случая с книгой, плюс четыре месяца в седле, и вот я уже вживую наблюдаю ту самую фотографию.

Потребовался месяц для подготовки экипировки, и 7 лет для подготовки мозга

Когда выезжал из родного Фрязино, был твёрдо уверен в успехе, но не мог представить многие участки маршрута, Дальний Восток казался самым загадочным.

Как и во всех путешествиях, первый месяц самый сложный, пока пройденный путь не становится поддержкой.

Первый взятый этап — Урал, потом пересёк Западно-Сибирскую равнину, плоскую как аэродром. Небольшие участки горной дороги между Красноярском и Иркутском показали, как может выглядеть трасса Амур. Хорошо выкладывался на горах вокруг Байкала, отметив, что это один из наиболее перевальных участков, но на этот раз он дался легче, чем в новогодний тридцатиградусный мороз три года назад.

Кстати, это было одно из поражений. Отъезжая тогда от Байкала на поезде, смотря на него из окна, не догадывался, что спустя три года буду проезжать мимо на велосипеде, воспринимая достижение моря-озера лишь как маленький этап большого пути.

Велосипед с одной передачей

Экспериментом была одна передача, я хотел выяснить, можно ли путешествовать на односкоростном велосипеде? Одна — мало, три — достаточно. Одна задняя звезда позволяет при износе цепи менять только её, не устанавливать новую кассету, для такой замены не нужен инструмент. Цепями можно запастись на всю дорогу, они не займут много места. Ресурс цепи — около 3.000 километров.

Установил звёзды 21 и 42. Итог: в первую половину пути, за 61 день проехал 6500 километров, но в некоторые многокилометровые подъёмы заходил пешком. В Чите поставил тройную переднюю звезду и начал делать самые крутые горки. Даже гравий летел из-под колёс.

О страхе убить колени

Во время ТрансРоссии первые две недели отказывала то одна нога, то другая, настолько сильными были боли в коленях. Запись в дневнике: «Еду на одном цилиндре». По прошествии двух недель колени разработались, боли прекратились и больше не появлялись, хотя нагрузки бывали гораздо большими.

Горные перевалы, или «час пота за пять минут счастья»

Всё, что меньше двух километров — просто подъём и ни в какие дневники не попадает.

Только один, Ксеньевский, между амурской трассой и старой дорогой, запомнился крутизной, взял его частично пешком, даже несмотря на передачу 1:1.

Если начинаю перевал, допускаю лишь полуминутный отдых, больший отдых заставит заново врабатываться. Передача 1:1, стоя, со скоростью 4-5 км/ч. Максимальная длина подъёма 14 км, обычная 5 км.

Спуски — это компенсация за подъём, «час пота за пять минут счастья». Максимальная скорость на спуске 67 км/ч.

Питание

Питался в дорожных кафе, в них же заряжал аккумуляторы для фотоаппарата и коммуникатора. Максимальное расстояние между столовыми 60 км, на трассе Амур до сотни. Полностью перешёл на автономное питание после Хабаровска, когда свернул с трассы в горы Сихотэ-Алинь.

Более всего запомнилось

Месяц в перевалах Сихотэ-Алиня и две тысячи километров пыльной строящейся трассы Чита-Хабаровск.

Лучшие друзья — водители-дальнобойщики

Потому что у нас примерно одинаково организована душа, и наши жизни связаны с Дорогой.

Радость на финише

В этот момент я почувствовал, что маршрут в кармане, ничто уже не помешает доехать до финиша — когда завершал трассу Амур и подъезжал к Хабаровску. Я плакал от счастья, как плачут Олимпийские чемпионы, занявшие первое место. Их от победы отделяли годы тренировок, я же выстлал свой путь цепочкой поражений, постепенно делавших меня сильнее.

Запись в дневнике: Сегодня, в 20:07 ВПЕРВЫЕ увидел Японское море. 28 августа, 9.600 км от Фрязино, 103-й день, вошёл в воды Японского моря и стоял, обдаваемый высокими волнами. Ботинки набрались песком и камешками. Стоял и мечтал. И радовался.

Кратко

Велосипед не ломался, только стачивались покрышки и изнашивались цепи. Спал всегда в палатке, за исключением 5 ночей в гостиницах. Питался в кафе и столовых, кроме этого у меня была походная кухня на бензине и газе.

Электронику заряжал там же, где и ел. Я провёл три ночи в частных домах, напрашиваясь на ночлег. Труднее всего было проезжать через крупные города. У меня было около 20 килограммов груза на переднем и заднем багажниках.

Около Красноярска отравился и два дня пролежал в больнице. Среднее расстояние между столовыми (пунктами питания) около 50 км.

Около двадцати раз водители предлагали подвезти, но я всегда отказывался.

Дальний Восток — это край нашей страны, почти ненаселённый, с особенной, другой природой, другим рельефом, более сильными людьми, иным климатом. По дороге я расспрашивал — «Какой он, Дальний Восток?» Никто не мог толком объяснить, а он вроде и такой же, но и совершенно другой.

Строительство крупнейшей автотрассы

Трасса Амур Чита-Хабаровск настолько новая, что не везде смог отрисовать трек — на некоторых космоснимках вместо дороги девственная тайга.

Россия

Сибирь не холодна, Чита солнечный город, а Дальний Восток совсем не дальний, раз до него можно добраться только ногами.

Эта страница последний раз была отредактирована 22 декабря 2018 г., 23:19 UTC

Источник: https://kirillaristov.com/ru/my-routes/transrussia-10300km-by-bicycle-2008

Житель Черноземья 24 дня ехал из Москвы во Владивосток на электричках

От Москвы до Владивостока: кто собирается проехать 9 000 километров на велосипеде

Преодолев больше 9 000 километров пути, Алексей Сапрыкин говорит, что в первую очередь стал больше ценить обычные, повседневные вещи

Сегодня стали популярными всевозможные походы — пешком, на велосипедах и иными способами. А вот Алексей Сапрыкин решил добраться из Москвы во Владивосток на электричках. Впереди его ждал путь длиною 9 288 км и продолжительностью 24 дня. Идея отправиться в поездку пришла молодому человеку неожиданно.

— В моей жизни что-то подобное происходит впервые. Зачем мне это? Ну, хотелось посмотреть, получится ли, выдержу ли я?

Алексей шутит, что выбрал Владивосток, потому что он дальше от Москвы, чем Балашиха. Меньше чем за месяц Алексей собрался в путь. О его планах знали только самые близкие. 18 июня путешественник выдвинулся из столицы.

«Шагнул в неизвестность»

Алексей решил, что наиболее подходящий для него вариант передвижения — электрички. С самого начала пути его терзали сомнения — настораживали неуверенность в своих силах и дальность поездки. Но это же вызывало и большой азарт — хотелось испытать себя.

— Зажмурил глаза и шагнул в неизвестность, — шутит Алексей.

Так и началось его полное приключений путешествие на другой край нашей необъятной родины.

19 июня парень уже любовался красотами Нижнего Новгорода. Это был первый день путешествия, и, по словам Алексея, ему внезапно захотелось прервать путь, чтобы подольше остаться в этом городе. Однако он быстро взял себя в руки.

Обычный день путешественника выглядел так: Алексей приезжал в новый город, завтракал и в ожидании следующей электрички осматривал достопримечательности. Часто приходилось ночевать на вокзалах.

Если везло — снимал койку в хостеле. В некоторых городах его встречали знакомые и друзья, оставляли у себя переночевать.

И хотя все 24 дня путешествия проходили по одному сценарию, впечатлений Алексею хватит на всю жизнь.

Фото из личного архива Алексея

— Каждый город по-своему превосходен, — утверждает он. — Небольшие города и деревеньки радовали глаз. В электричках через неделю чувствовал себя как дома.

«Хочу домой»

Поездка была эмоционально насыщенной. Новые люди, города, бессонные ночи. Через две недели размеры страны утомили путника, мысли бросить затею и вернуться стали посещать всё чаще.

— Где-то в районе станции Хилок в Забайкальском крае наступил переломный момент, — вспоминает Алексей. — Я почти не спал, всё время проводил либо в вертикальном положении, либо сидя. Плюс было пасмурно и дождливо.

Не отступить Алексею помогло гостеприимство местных жителей — случайные попутчики всегда были готовы помочь, делились с путником едой. А все тяготы кочевой жизни канули в небытие, как только путешественник ступил на берег Байкала — чтобы увидеть эту красоту своими глазами, стоило помучиться.

«Сломались посреди тайги»

В пути Алексей уклонился от изначального плана ехать только на электричках. И хотя последних было больше — 44 поездки, — четыре переезда пришлось совершить на поездах, два — на грузовиках, один — на автобусе.

В 19-й день поездки на станции «Чернышевск-Забайкальский» отменили электричку, путник добирался до следующего населённого пункта. Подбросить Алексея до станции Могоча согласился дальнобойщик Игорь.

В дороге машина сломалась.

Фото из личного архива Алексея

— Мы 4 часа простояли посреди тайги, ощущая на себе всё богатство мира насекомых Забайкальского края, — рассказывает Алексей. — Я оказал посильную помощь в ремонте. Спасибо Игорю! Он эталон дальнобойщика.

«Завтра — всё!»

За 24 дня Алексею удалось достичь цели — добраться до Владивостока. Парень так и не смог ответить себе — для чего он отправился в эту поездку. Но нужен ли этот ответ? Ведь тот опыт, те эмоции, которые Алексей получил, останутся с ним навсегда. Может, и вправду, важна не цель пути, а сам путь?

— Если откровенно, то перемен, эмоций и мыслей столько, что можно смело садиться за мемуары! — восклицает Алексей.

— Главный вывод такой: это было странно, но слава Богу, что это было! Теперь я буду чаще радоваться тому, что у меня есть, и реже сожалеть по поводу того, что у меня могло быть.

Если бы не было поездки, я бы не осознал, насколько сильно человек нуждается в самых обычных, повседневных вещах.

Поездка обошлась ему в 40 тысяч рублей.

— Но оно того стоило, — убеждён Алексей. — Разумеется, это только начало. Для дальнейших путешествий надо придумать что-нибудь не­обычное — может, кувырками до Сиднея или автостопом на машинах с чётными номерами до Гибралтара. Пока в разработке эти два варианта.

Фото из личного архива Алексея

ДОСЬЕ «Ё!»

  • Алексей Сапрыкин — участник и автор юмористических проектов канала ТНТ.
  • Окончил физико-технологический факультет Липецкого государственного технического университета.
  • В 2010 г. победил в 1-м сезоне проекта «Comedy баттл».
  • В 2014-м стал финалистом 4-го сезона «Comedy баттл. Без границ».

Записки путешественника

Маршрут Алексея. Кликните, чтобы увеличить

Во время поездки Алексей вёл своеобразный дневник. Вот самые яркие из его записок.

День 1. Н. Новгород

— Глядя на Волгу, хотелось осуществлять что-то великое, например побеждать татар и поляков в неограниченном количестве. Что касается электричек: это, пожалуй, самый искренний вид транспорта, проезд в котором могут позволить себе очень состоятельные люди. Суммарная цена проезда из Москвы до Нижнего выше, чем цена билета на «Ласточку» сюда же.

День 3. Балезино

— Балезино — столица доброты и простоты. Ещё один неоспоримый плюс — нигде на улицах не продают спиннеры.

День 4. Екатеринбург

— Он встретил меня солнечной погодой и песнями Эльбруса Джанмирзоева в привокзальном кафе. РЖД наконец-то начали бить по мне комфортом: лавки в электричках становятся всё жёстче. Доехав до Урала, я уже немного устал от России.

День 6. Омск

— Омск удивил европейской причёсанностью и жарой.

День 10. Красноярск, Бискамжа

— В электричке Междуреченск — Бискамжа моё турне имело два превосходных шанса, чтобы прерваться. Сначала меня практически забрали с собой на рыбалку радушные мужчины из Междуреченска. А после председатель шорской родовой общины почти увёл в тайгу на шашлык из лося.

День 14. Улан-Удэ

— Оказывается, 2 недели в пути — это не только калейдоскоп восторгов и новых впечатлений, но и эмоциональное выгорание день на 14-й. Байкал был пиком очарованности странствием, дальше всё пошло на спад. Улан-Удэ подарил ярчайшую азиатскую палитру ощущений.

День 15. Петровск-Забайкальский

— Эмоциональный фон усугубляли пейзажи, начавшие возникать после въезда в Забайкалье: разрушенные дома разных эпох, остатки горевшей тайги разных размеров, колонии разной степени режимности, военные части разного уровня секретности. По приезду первым желанием было не выходить из здания вокзала. Но я вышел. И был удивлён! За всё время прогулки мне было нанесено 0 ножевых ранений, я был 0 раз изнасилован, и у меня украли 0 рублей.

День 17 — 18. Карымская

— Промелькнула мысль, что я приезжаю в один и тот же город раз в шестой. Людей всё меньше, а диалоги — красочнее.

День 22. Хабаровск

— Амур — большой. Мост с пятитысячной купюры — красивый. Стадион «СКА-Хабаровск» — самый восточный в РФПЛ.

Фото из личного архива Алексея

Источник: https://moe-online.ru/news/lichnyj-opyt/368799

«Мысль о седле вызывала стон». Через всю Россию – на велосипеде

От Москвы до Владивостока: кто собирается проехать 9 000 километров на велосипеде

Фотогалерея велогонки Москва — Владивосток

В четверг во Владивостоке финишировала самая протяжённая в мире ультрамарафонская шоссейная гонка Red Bull Trans-Siberian Extreme. 10 участников с 15 июля по 6 августа преодолели 9200 км от Москвы до Владивостока на средней скорости около 30 км/ч.

Победителями в категории Duo (двойки) стали россияне Михаил Игнатьев и Иван Ковалёв, а в категории Solo (одиночный заезд) – бельгиец Кристоф Аллегарт.

«Чемпионат» делал подробный анонс уникального пробега, а теперь вспоминает самые яркие и невероятные истории, случившиеся с гонщиками во время 15 этапов по дорогам России.

Второй этап: гигантские выбоины, овод и выпавшая коронка

Первый в гонке этап-«тысячник» – 1097 км до Перми в формате «день-ночь-день». Тут было и ночное лавирование между печально известными – размером с автомобиль! – дорожными выбоинами в Кировской области, и знакомство с животным миром – единственная в пелотоне женщина, итальянка Паола Джианотти, была в ужасе, когда на неё сел овод размером в сантиметров пять.

Один из самых подготовленных участников Эдуард Фукс (австриец совершил велопробег вдоль Транссибирской магистрали в прошлом году) угодил в яму и получил травму колена, но мужественно продолжил гонку. А у Кристофа Аллегерта выпала коронка зуба – бельгиец был срочно отправлен к стоматологу. Даже старт следующего этапа пришлось ненадолго отложить.

Слова.

«Если честно – могу сейчас ещё верст 200 отмахать, но очень хочется в душ! Всем до завтра и посмотрим, кто кого!» — Михаил Игнатьев.

Восьмой этап: трасса-гриль и шампанское по пути

Проведя в дороге более суток, участники Red Bull Trans-Siberian Extreme прибыли в сибирский город Тулун. Холодный погодный фронт на прошлых этапах сменился настоящей сибирской жарой – местами градусник поднимался до отметки “+35”, и только попутный ветер хоть немного спасал участников от духоты.

Днём, стоило хоть немного замедлиться, от асфальта начинал подниматься жар, как от гриля. Так что приходилось держать темп.

Ночью температура падала до “+12”, из леса поднимался густой туман, и хоть выглядело всё это удивительно красиво и сказочно, участникам приходилось тяжело – асфальт становится влажным, на крутых подъёмах колеса проскальзывали, отбирая силы и время, что доказывает и видео гонки.

Во время этапа россиянину Ивану Ковалёву исполнилось 29 лет, и он решил отпраздновать день рождения прямо на трассе. Всё было по правилам – друзья, шампанское, торт со свечками, жаль только, что остановка была короткой, имениннику пришлось довольствоваться только маленьким кусочком торта и брызгами шампанского, которым его щедро облили вместе с велосипедом.

Слова.

«Оказывается, это очень забавно – встретить свой очередной день рождения ночью, на трассе по дороге во Владивосток, принимая поздравления от коллег и водителей-дальнобойщиков, зашедших на огонёк и запах шампанского, которым меня облили. Жаль, внутрь нельзя, на дороге всё-таки!» — Иван Ковалёв.

10-й этап: ремонт дороги и купание в Байкале

По пути в Улан-Удэ впервые в гонке произошло две технические остановки. Первая по причине ремонта дороги. Организаторы приняли решение остановить гонку и перевезти участников на автомобилях сопровождения.

Для проекта марка Volkswagen предоставила 20 автомобилей, которые вместе с участниками и организаторами преодолевают весь маршрут начиная с Москвы.

Все команды участников передвигаются на минивэнах Volkswagen Multivan, дополнительно оборудованных крепежами для велосипедов и другими аксессуарами.

Вторая техническая остановка была сделана уже по просьбе самих участников – гонка была остановлена на час, чтобы все смогли искупаться в Байкале. Немного отдохнув и полюбовавшись видами Байкала, участники двинулись дальше.

Слова.

«Это волшебно! Я много путешествую, но такого никогда не видела, даже не мечтала искупаться в Байкале! Я сегодня чуть голову себе не свернула, стараясь не пропустить тот момент, когда откроется первый вид на озеро, но такого я не ожидала, оно грандиозно! Если честно, даже не очень понимаю, как я сейчас смогу проехать ещё 300 км до финиша, после такого купания двигаться совсем не хочется», — Паола Джианотти.

11-й этап: ветер, жара и пожары

Велогонщики добрались до Читы, проехав 655 км. Забайкалье встретило гонщиков встречным ветром, тропической жарой и лесными пожарами. Затяжные подъёмы и горячий встречный ветер тоже не помогали, и все ждали наступления ночи.

Невероятно красочный закат солнца порадовал всех, но радость была недолгой – после захода солнца температура упала до 16 градусов, и дорогу заволокло едким дымом лесных пожаров.

На некоторых участках видимость снизилась до нескольких метров, и гонщикам пришлось существенно снизить скорость.

Слова.

«Мне всё больше нравится эта гонка. Сначала мы боролись с трафиком, потом был трафик и кошмарная дорога, потом к этому добавились крутые подъёмы. Потом исчез трафик, но подъёмы стали круче и включили жару, а после Улан-Удэ добавили ещё и лесные пожары, дым, нулевая видимость и дорога, похожая на стиральную доску. Я завидую фантазии организаторов!» — Кристоф Аллегарт.

12-й этап: самый-самый-самый

1401 километр на велосипеде за 42 часа, три световых дня и две ночи со средней скорость 32 км/ч – самый тяжёлый и самый непредсказуемый этап велогонки из Читы в Свободный.

К этому участку трассы М58 «Амур» применимо много эпитетов, начинающихся со слова «самый»: самый длинный, самый опасный, самый непредсказуемый, самый безлюдный и многое другое.

После финиша можно было с уверенностью добавить – и самый контрастный: температура днём поднималась до “+38” и опускалась до “+10” ночью. этапа можно посмотреть здесь. После всего этого можно было ответственно сказать: самое страшное осталось позади.

Особенно тяжело пришлось «одиночкам», которые отстали от двоек больше чем на 200 км и друг от друга более чем на 50-100 км.

Двойки весь этап двигались плотной группой, поддерживая друг друга, что немаловажно на таком протяжённом участке. Спали в машине по два часа, двигаясь практически без остановок.

В этом смысле поддержку участникам марафона «группы сопровождения» машин Volkswagen трудно переоценить.

Слова.

«Мы запаслись топливом, выезжая из Читы, но даже с канистрой этого хватило впритык до ближайшей приличной заправки. Можно ехать 200-300 км и не встретить ни одной машины. Особенно экстремально было чинить велосипеды на обочине только в свете фар посреди ничего! Восьмёрок на колесах было прилично, полотно дороги хоть и хорошее, но с приличными выбоинами, которые в темноте просто не видны», — Сергей Даутов, главный механик гонки.

Самая протяжённая в мире ультра-марафонская шоссейная этапная гонка Red Bull Trans-Siberian Extreme в четверг финишировала.

После завершения участников ждала зажигательная прощальная вечеринка и два дня отдыха во Владивостоке, после чего все разлетятся по домам, а организаторы приступят к подготовке гонки следующего года.

Ориентировочные сроки проведения и условия предварительной регистрации будут объявлены в сентябре 2015 года.

Слова.

«Даже нам, россиянам, привыкшим к нашим местным реалиям, было тяжело. Я очень люблю велосипед, это неотъемлемая часть меня, но были моменты во время гонки, когда одна мысль о том, что нужно садиться в седло и ехать, вызывала стон. Я удивлён тому, как европейцы стойко перенесли все лишения и показали отличный результат», — Михаил Игнатьев.

«Если честно – я удивлён. Не ожидал, что получится победить. Очень интересная и захватывающая по своей сути гонка, очень жаль, что не удалось как следует осмотреться вокруг, пейзажи того стоили. И мне бы хотелось побольше пообщаться с местными людьми. Я уверен, что в следующем году найдётся огромное число желающих стать участниками Red Bull Trans-Siberian Extreme», — Кристоф Аллегарт.

Источник: https://www.championat.com/other/article-3265493-itogi-velogonki-moskva--vladivostok.html

На велосипеде из Москвы до Владивостока

От Москвы до Владивостока: кто собирается проехать 9 000 километров на велосипеде

Расстояние от Москвы до Владивостока — 9156 км — на велосипеде. Не вся Россия, но уже близко. 24 дня на дорогу из 14 этапов. Конечно, для тех немногих, кто осилит путь до конца. Такова программа ультрамарафонской шоссейной супермногодневной гонки «Транссибирский экстрим».

В нынешнем сезоне ее выиграл петербуржец Алексей Щебелин, который провел за рулем в общей сложности более 312 часов — и это в гонке, на максимуме возможного! Лишь три участника из десяти стартовавших добрались до финиша.

Чемпион рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», как велогонщики питаются на ходу, где в России лучшие дороги и с чего начинается усталость.

Бутерброд из окна

— Самый длинный этап Trans-Siberian Extreme составляет…
— Около 1400 км. Отрезок Чита — Свободный. Я проехал его за 52 часа 30 минут.

— 52 с лишним часа на велосипеде?
— С перерывами на сон. Две паузы по 30 минут и еще одна часовая. Мы сами выбираем тактику. Кто-то может останавливаться на 15 минут, зато много раз.

— А после финиша этапа?
— Едешь в гостиницу, там еда, возможно, массаж, и — падаешь в кровать. Утром снова на велосипед. И на следующий этап.

— Чем вы питались?
— Спортивное питание в первую очередь. Батончики, напитки. После 20 суток начинает приедаться, и дальше возможны варианты… Кто-то чипсы жевал с отчаяния! Вредно для спортсмена, но, видно, слишком уж приелась стандартная пища.

— Похудели?
— На шесть килограммов. Питался я хорошо. По-моему, больше всех в гонке. Еда — источник энергии. Старался есть через каждые 20 минут.

— А как? Руки же заняты.
— У нас были стационарные пункты питания, где можно передохнуть и перекусить, а вообще — на ходу. У каждого гонщика своя машина сопровождения. Ребята делают тебе бутерброд или разворачивают батончик, протягивают из окна — ты ешь.

Тигры нас избегали

— Посмотрели страну за время турне?
— Я, конечно, был сосредоточен на гонке. Есть места, где по сторонам смотреть неохота. Например, этап в районе Омска. Длинная плоская нудная равнина… Хотелось плакать. Зато дальше в Забайкалье очень непривычные виды.

— Безумные болельщики, как на Гранд-турах, встречались?
— В каждом городе велолюбители провожали нас на этап. Особенно хорошая «группа поддержки» собралась в Чите.

Безумных болельщиков не было, а вот водители реагировали на нас по-разному. Мы двигались колонной с машиной сопровождения в открытом движении, иногда провоцируя небольшие пробки.

Кто-то из окна проезжающих машин желал удачи, а кто-то… посылал в другом направлении.

— Аварийных ситуаций не возникало?
— Нет! Даже животные нас, видимо, избегали, хотя хотелось бы увидеть какого-нибудь тигра. Мелкие зверьки, вроде лис, перебегали дорогу, но без последствий.

С другой стороны, иностранцы нервничали из-за российской организации движения на дорогах. Одна американка особенно возмущалась тем, как у нас опасно ездить. Я-то привык.

Тренируюсь один в Ленобласти безо всяких машин сопровождения.

— С погодой вам тоже повезло?
— В целом — да. Я тренируюсь в Питере, поэтому больше всего боюсь жары (смеется). Обошлось. Относительно жаркие этапы были, но то тучи набегут, то дождик, то ветер.

— Вы проехали всю гонку на одном велосипеде?
— Да. Без поломок и проколов — мне единственному так повезло. Запасной велосипед был, но он не понадобился.

— Что будет дальше с вашим чудо-велосипедом, проехавшим всю Россию без единого прокола?
— Мне его вернут из Владивостока (смеется). И дальше буду на нем тренироваться.

Готовился как подводник

— Около 9200 километров на велосипеде. Как вам не надоело крутить педали?
— Тяжело, конечно, но это гонка. Либо ты выдерживаешь, либо нет.

— Очень специфическая гонка. Трасса длинная, а участников мало.
— Потому что мало кто решится на такое. Я решился в прошлом году. Не особо обдуманно. Узнал, что есть такая гонка и кто-то с ней справляется.

Подумал: почему бы мне не попробовать? В 2016-м ни-кто до конца не осилил трассу. Последнее трио, включая меня, сошло на том самом сложном этапе Чита — Свободный. Был штормовой ливень — тяжелейшие условия. Мы просто не успевали вовремя до-ехать до старта следующего этапа. Сил не оставалось.

Решение сняться приняли анием участников. Съехались вместе — я, бразилец Марсело Соарес и австриец Эдуард Фукс. По общему согласию решили сняться вместе. У меня было лучшее время с преимуществом в десять часов над Фуксом, так что я был признан победителем младшего зачета.

Приятно, но остался «след от укуса». Хотелось выиграть генеральный зачет, то есть пройти гонку до конца.

— Отложили финиш на год.
— Можно и так сказать. В этом году я твердо знал, что физически готов доехать до Владивостока. Сложнее с психологией.

Теперь я понимал, на каком этапе ждать ливней, где будет очень ветрено, а где жарко. Предвкушать эти «удовольствия» неприятно! Я старался весь год не думать о гонке.

Только перед отъездом на старт подумал: «Блин, а ведь тяжело будет». Но отказываться уже было поздно.

— Как подготовиться к такой длинной поездке?
— Никак. Нет смысла выжимать по 500 километров за одну тренировку. Это идет лишь в убыток организму. На тренировках я не катался больше пяти часов за раз. Делал больший упор на общую физическую подготовку и тактику. Скажем, я рассчитывал, что в нужный момент смогу легко двигаться со скоростью 30 километров в час.

Мой знакомый врач Евгений Шиманович занимается нормализацией работы коры головного мозга. Говорит, что усталость идет прежде всего от мозга. Он работал с подводниками, которые возвращались из походов. За два-три месяца на подлодке, сами понимаете, крыша начинает ехать. Я прошел у него процедуры. Можно сказать, готовился как подводник и подошел к гонке с восстановленными мозгами.

— У вас были тестовые заезды?
— За месяц до старта принял участие в гонке «Ладога Экстрим»-2017 вокруг Ладожского озера. Проехал около 850 км за двое суток. Марафон состоялся в первый раз. Я был одним из организаторов и выиграл его (улыбается).

Источник: https://www.sportsdaily.ru/articles/chempion-red-bull-trans-siberian-extreme-aleksej-shhebelin-pochti-9200-kilometrov-bez-edinogo-prokola

От Москвы до Таиланда на велосипеде — Путешествия на TJ

От Москвы до Владивостока: кто собирается проехать 9 000 километров на велосипеде

Москвич Анатолий Красногороховый о трёхмесячном путешествии, которое он документирует в Telegram.

В середине августа в Telegram появился публичный чат Tolik —> Thailand, в котором можно следить за путешествием москвича Анатолия Красногорохового — он решил доехать от Москвы до острова Пхукет на велосипеде за три месяца. Велосипедист выехал 3 июля и уже близок к цели — сейчас он находится в Бангкоке, ему осталось преодолеть меньше тысячи километров.

По просьбе TJ путешественник рассказал, зачем решился на такую авантюру, где ночует в дороге и что сделает первом делом на финише.

О том, почему именно Таиланд

Моя официальная профессия — повар-хлебопек. Но интерес к технологиям привёл меня в сферу обслуживания персональных компьютеров и программного обеспечения.

Я долгое время проработал в службе поддержки, и мне нравилась эта работа. Но часто она сопряжена с большой психологической нагрузкой. Я стал уставать, не выдерживать ритма и в какой-то момент покинул фирму.

Это дало возможность найти время на осуществление давней мечты.

Моё первое знакомство с зарубежными странами состоялось именно в Таиланде. До этого я в силу незнания немного негативно относился к этой стране. Но, побывав здесь однажды с друзьями, я был поражён радушием и добротой тайцев, климатом и природой Пхукета. И, конечно, тёплым морем.

После этого я примерно раз в год ездил с велосипедом в эту страну. Катался и тренировался на её дорогах: Ранонг — Пхукет (300 километров) за день, Бангкок — Пхукет (850 километров) за три-четыре дня. Это даже подтолкнуло меня к изучению тайского языка.

А о длительном путешествии я мечтал четыре года. Но по многим причинам боялся решиться. Пока наконец не стал встречать людей, которые уже так путешествовали. Это были настоящие знаки для меня и моей мечты. Я спрашивал их: как? И один ответ меня поразил: «Очень просто.

Сел и крути».

До этого у меня уже были навыки поездок от 200 до 1600 километров. До велосипеда я несколько раз отправлялся в путешествия по дорогам на роликах.

Почему я еду на Пхукет? Это связано с недавними печальными событиями. В прошлом году умер король Таиланда Адулъядет Пхумипхон Рама IX. Во время его правления произошло сближение наших стран, многие жители России смогли побывать в Таиланде.

Этим путешествием я хотел бы почтить память его высочества и выразить почтение всему тайскому народу. Я везу небольшой портрет его высочества с собой все 15 000 километров.

И хотел бы отдать его монахам на высокой горе в храме Будды острова Пхукет, который так любят посещать россияне.

Я продумал маршрут так, чтобы достигнуть острова Пхукет именно сухопутно, на велосипеде. Хоть это и остров, но он соединён с материком мостом Сарасин. И на данный момент я проехал все страны по маршруту: Россия (включая Бурятию), Монголия, Китай, Вьетнам, Камбоджа.

Больше всего на пути меня удивила, как бы странно это не прозвучало, возможность по-новому открывать увиденное вокруг. Даже простые вещи. Это даёт колоссальную энергию.

О ночёвках и реакции иностранцев

В силу неопытности места для ночлега для меня — каждый раз огромное везение. Поэтому не могу давать рекомендации. В России я ночевал вдоль дорог в мини-палатке, периодически останавливаясь в дорожных мотелях, чтобы принять душ и постирать вещи.

В Монголии я ночевал только в палатке. Пока делал визу в Китай, отдыхал неделю у друзей из федерации велоспорта Монголии. В Китае я совмещал ночлег в палатке с отелями, хоть и дорогими, но необходимыми для гигиены.

Во Вьетнаме было жарко, а мотели оказались недорогими, так что я отказался от палатки.

С погодой мне не всегда везёт. Ставить палатку в проливной вечерний дождь нереально. А в Камбодже, например, однажды три мотеля подряд оказались закрыты. В результате пришлось спать под навесом придорожной беседки. В Омске непогода и неумение пользоваться смартфоном для поиска отеля вынудили меня спать на остановке. Ну а в Таиланде проблем с поиском отеля в любом населённом пункте нет.

Реакция встретившихся людей — одна из интереснейших вещей в путешествии, если вы не одиночка-отшельник. В большинстве случаев люди в разных странах удивлялись и интересовались моей поездкой. Этот интерес может вылиться в желание чем-то помочь или просто в общение. Открытой агрессии или негатива за всё время я не встречал ни в одной стране.

В Китае у людей, проезжающих мимо на скутерах, иногда удивлённо-испуганное выражение лица — скорее всего из-за моей внешности.

Но в те моменты, когда я останавливался перекусить или найти что-то, многие с интересом пытались общаться и предлагали помощь. Порой приходилось общаться на великом и могучем языке жестов.

Почти во всех населённых пунктах Вьетнама и Камбоджи маленькие дети при виде меня кричат: «Хеллё! Хеллё!»

О чате путешествия в Telegram и мечтах о финише

Установить и настроить Telegram меня уговорил мой друг Алексей Овсянников — на экстренный случай и как информационный канал для людей, которым интересно это велопутешествие. В Китае это был единственный способ связи с ними: там не работает, как и многие сервисы компании Google.

Конечно, связь и общение помогают в пути. В один не очень удачный день случилась серьёзная поломка велосипеда, и только контакт с друзьями позволил быстро найти мастерскую и устранить неполадки. Общение тоже поддерживает. Многие ситуации просто не коснулись меня, но уверен, что друзья смогли бы прийти на помощь советами очень быстро.

Когда я доберусь до финиша, первым делом сяду в тихом месте и, как умею, помолюсь Богу с благодарностью за то, что он дал мне возможность, силы, друзей и провёл через все эти испытания. А затем пойду в отель спать.

Это путешествие нужно мне, чтобы понять силу своего желания, силу Бога, силу друзей. Возможно, прийти в себя после кажущихся неудач. Поблагодарить Таиланд, почтить память умершего короля и честь тайско-российской дружбы. Хоть я и поехал без информационной поддержки СМИ и спонсоров, но для меня это многое значит.

Фотографии: Анатолий Красногороховый

#путешествия #таиланд

Источник: https://tjournal.ru/travel/60019-ot-moskvy-do-tailanda-na-velosipede

Велопутешествие Глеба Травина: как повторить легендарный маршрут – Телеканал Поехали!

От Москвы до Владивостока: кто собирается проехать 9 000 километров на велосипеде

В 1928—1931 годах Глеб Травин, электрик из Петропавловска-Камчатского, проехал на велосипеде 85 тысяч километров вдоль границ Советского Союза — на самом обычном велосипеде. Часть пути прошла в тяжелейших условиях, по пустыням и горам Средней Азии, по берегу Северного Ледовитого океана. Узнали, как сегодня возможно повторить маршрут отважного велосипедиста. Поехали!

Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед. псковский музей-заповедник

Кто такой Глеб Травин

26-летний Глеб Травин — сын лесника, молодой командир Красной армии, уволенный в запас, электрик, работавший над госпланом электрификации РСФСР на Камчатке, — в 1928 году ввязался в самую большую авантюру в своей жизни. Он отправился из Петропавловска-Камчатского вдоль границ СССР на велосипеде, путешествие продолжительное и сложное.

Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед, никаких передач и шипованной резины. Никакого навигатора, фликера, бликера и локера. Путешествие протяжённостью 85 тысяч километров продолжалось почти три года и проходило в тяжелейших условиях — по пустыням и горам Средней Азии и по берегу Северного Ледовитого океана.

Как перевозить велосипеды

Никакого научного смысла в вояже романтика Травина не было, и потому многие критиковали велосипедиста: пока вся страна выполняет план первых пятилеток, здоровый сильный человек катается в своё удовольствие. Однако путешествие не было бесполезным. По пути Глеб останавливался в деревнях, читал лекции, вдохновляя заниматься спортом и изучать мир.

После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Ещё много лет он продолжал тренировки и был полон сил, хотел участвовать в спартакиаде, ездить на велосипеде по планете.

Но полевые исследования «первооткрывателя» не оценили: за границу Травина так и не выпустили, да и с работы надолго отлучаться тоже не разрешали.

Умер легендарный велосипедист в полном забвении в родном Пскове в 1979 году.

Сегодня велосипед, компас, паспорт-регистратор, фотографии и другие документы Травина хранятся в псковском музее-заповеднике.

После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. псковский музей-заповедник

Владивосток — Хабаровск

Приблизительная дистанция — 760 километров.

Травин преодолел расстояние за 14 дней.

Что взять с собой в велопутешествие

10 октября 1928 года Глеб Травин отплыл из Петропавловска-Камчатского на пароходе, 23 октября он прибыл во Владивосток, откуда и началась сухопутная часть его путешествия.

С тех пор по этому участку маршрута Травина ездили уже многие велосипедисты. Дорога сейчас неплохая, деревень по пути, где можно восполнить запасы еды и воды, много. Главные неприятности — затяжные подъёмы на горные перевалы и пылящие грузовики, которых на магистрали между двумя важнейшими дальневосточными городами очень много.

Маршрут путешествия легендарного велосипедиста. псковский музей-заповедник

Хабаровск — Биробиджан — Белогорск — Чита

Приблизительная дистанция — 2100 километров.

Травин преодолел расстояние за 69 дней.

От Хабаровска Травин свернул на запад и поехал вдоль Транссибирской магистрали. В этих местах до сих пор водится немало опасных диких животных. Удивительно, но Глеба спасал велосипед, выглядящий слишком непонятно. Есть легенда, что довольно долго его преследовал тигр, но так и не решился напасть на странное, неизвестное ему существо на двух колёсах.

Как выбрать велосипед для путешествий

Сегодня этот участок пути хорошо знаком современным велосипедистам-экстремалам. Так, олимпийский чемпион Михаил Игнатьев, выигравший золото в Афинах в 2004 году, за 23 дня проехал от Москвы до Владивостока. Он называет недавно построенную трассу Хабаровск-Чита лучшей в России. Во времена Травина никаких шоссе не было.

Чита — Улан-Удэ —Иркутск — Нижнеудинск — Канск — Красноярск— Ачинск — Кемерово — Угра — Новосибирск

Приблизительная дистанция — 2900 километров.

Травин преодолел расстояние за 80 дней.

Если не считать диких зверей и комаров, главная сложность состоит в том, что в первой части пути мало населённых пунктов, поэтому нужно или брать с собой приличный запас провизии, или, подобно нашему герою, овладевать искусством охоты.

Когда Травин достиг Байкала, местный житель подсказал, что зимой удобнее всего ехать по льду озера. Однако современные велотуристы, путешествующие летом, едут из Улан-Удэ в Иркутск вокруг по берегу — там дороги проходят по очень живописным местам.

Новосибирск — Барнаул — Рубцовск — Семей (Семипалатинск)

Приблизительная дистанция — 700 километров.

Травин преодолел расстояние за 14 дней.

В наши дни до Рубцовска вы доедете, однако потом, чтобы попасть в Семей (который раньше назывался Семипалатинск), нужно пересечь государственную границу и въехать на территорию Казахстана. Виза гражданам России не нужна, загранпаспорт пока тоже.

Семей — Талдыкорган — Алматы

Приблизительная дистанция — 1140 километров.

Травин преодолел расстояние за 24 дня.

По этим местам отваживаются ездить редкие путешественники. Пейзаж скучный и невыносимо однообразный, никого и ничего вокруг, только сильный ветер, гуляющий по бескрайним степям — он почти сдувает велосипедистов. Потом появляются горы со сложными перевалами, это окончательно изматывает уставших путешественников.

псковский музей-заповедник

Алма-Ата — Бишкек — Тараз — Шымкент — Ташкент

Приблизительная дистанция — 830 километров.

Травин преодолел расстояние за девять дней.

Сейчас такой маршрут очень неудобен, потому что придётся несколько раз пересекать границы государств: сначала въехать в Киргизию и проехать через её столицу Бишкек, потом вернуться в Казахстан, и в самом конце пути въехать на территорию Узбекистана. Хотя ни в одну из этих стран россиянам визы не нужны, достаточно лишь загранпаспорта, придётся потратить время на очереди и формальности.

Ташкент — Душанбе — Туркменабад — Ашхабад — Туркменбаши (Красноводск)

Гаджеты и девайсы для велопутешествий

Приблизительная дистанция — 2600 километров

Травин преодолел расстояние за 65 дней.

Ещё один крайне неудобный для современных велотуристов участок. На пути граница с Таджикистаном, возвращение в Узбекистан, переезд в Туркменистан, для посещения которого в консульстве страны заранее нужно получить визу. Этот отрезок пути Травина проходит по границе с Афганистаном, он небезопасен для путешественников, а в некоторые районы Туркменистана иностранцам въезд вообще запрещён.

Баку — Тбилиси — Владикавказ

Приблизительная дистанция — 650 километров.

Травин преодолел расстояние за 12 дней.

В Туркменбаши, который тогда назывался Красноводском, Глеб сел на пароход и за три дня пересёк Каспий. Его путешествие продолжилось в Баку.

Перед нами опять несколько границ: нужно въехать в Азербайджан, потом — в Грузию, и, наконец, в Россию. Высокие горы, многочисленные перевалы, пограничные кордоны и неспокойная криминальная обстановка (особенно в последней части) — всё это делает эти места не самыми приятными для велосипедистов.

Владикавказ — Новопавловск — Пятигорск — Железноводск — Минеральные Воды — Невинномысск — Ростов-на-Дону

[[news:10361]]

Приблизительная дистанция — 750 километров.

Травин преодолел расстояние за 13 дней.

Первая часть маршрута — неспокойный горный регион Северного Кавказа. Завершение пути — в степной местности. Путешественникам стоит переживать и о личной безопасности, и о сохранности велосипедов, и о том, что местные жители не привыкли к такому формату путешествий, поэтому на дорогах между населёнными пунктами стоит быть очень осторожными и максимально заметными для водителей.

Ялта — Севастополь — Симферополь — Мелитополь — Запорожье — Харьков

Приблизительная дистанция — 765 километров.

Травин преодолел расстояние за 15 дней.

В Ростове-на-Дону Травин сел на пароход и отправился по Азовскому и Черному морям в Ялту.

Первая часть велопохода — от Ялты через Севастополь в Джанкой — хороший небольшой веломаршрут протяженностью примерно 260 километров. В этих местах многие велосипедисты катаются и сегодня.

Не придётся беспокоиться ни о еде, ни о ночлеге: продуктовые магазины встречаются чуть ли не каждый километр, ночевать можно хоть в палатке, хоть в отеле, хоть в комнате в частном секторе (правда, в разгар летнего сезона с последним бывают проблемы).

Сначала дорога тянется вдоль берега моря. Это гористая местность, поэтому придётся потрудиться, регулярно преодолевая подъёмы. Потом маршрут поворачивает на север и идёт по ровной степной части полуострова через Бахчисарай и Симферополь.

За Джанкоем и озёрами путь преграждает российско-украинская граница. По украинским законам вы можете въезжать в Крым только с территории их государства. Если вы, подобно Травину, доплыли до Ялты со стороны Ростова-на-Дону, то есть с современной территории России, через границу вас не пустят.

Если же вам удалось доказать обратное и как-то пересечь рубеж, дальнейший путь пройдёт по болотистым местам через Новоалексеевку, Мелитополь, Запорожье, Новомосковск — до Харькова. Теоретически этот участок вполне проходим, набор высоты будет небольшим — встречаются холмы. Однако рядом восточные регионы Украины — Донецк и Луганск, где ведутся военные действия.

псковский музей-заповедник

Харьков — Белгород — Курск — Орел — Тула — Москва

Приблизительная дистанция — 720 километров.

Травин преодолел расстояние за 13 дней.

Сначала на вашем пути — между Харьковом и Белгородом — опять встретится граница между Украиной и Россией. Поэтому, если захотите проехать по части маршрута Травина, лучше начинать с Белгорода.

Разные участки маршрута от Белгорода до Москвы очень популярны у современных велотуристов. Дорога несложная, горы хоть и встречаются, но они невысоки, преобладает равнина.

О велодорожках между городами мечтать не приходится, поэтому в основном ехать придётся по обочине автодороги с сильным движением или внимательно изучить треки других велотуристов и проложить путь «огородами».

Продукты брать с собой не обязательно — всё можно купить по дороге.

Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Валдай — Старая Русса — Псков

Приблизительная дистанция — 1000 километров.

Травин преодолел расстояние за 19 дней.

Первая часть маршрута — около 200 километров от Москвы до Твери изъезжена многими: дороги там хорошие, вариантов, как проехать, не выезжая на крупные магистрали, хватает.

Поездка будет отличной, если запастись репеллентами и хорошо изучить треки предшественников, чтобы выбирать правильные пути объездов и не рисковать жизнью на забитых автомобилями магистралях.

Но знайте, что стоит свернуть с трассы — и асфальт превращается в роскошь, встречаясь в основном в населённых пунктах, поэтому местами придётся помесить грязь, проехаться по гравийным и дорогам, покрытым песком или вымощенным булыжниками. Словом, для любителей колесить по России — ничего неожиданного.

За Вышним Волочком, в районе Валдая и Старой Руссы, ездить на велосипеде между городами желающих гораздо меньше: местность там болотистая и пустынная, дорог мало, часто встречаются брошенные деревни, иногда трудно найти работающий магазин.

Ближе к Пскову жизнь налаживается, но город находится в приграничной зоне, так что не удивляйтесь, если человек на велосипеде вызовет интерес пограничников.

Псков — Санкт-Петербург

Приблизительная дистанция — 290 километров.

Травин преодолел расстояние за шесть дней.

Места у велосипедистов хоть и не самые популярные, но всё-таки изъезженные. Наши современники советуют удлинить маршрут и ориентироваться не на федеральную трассу Е95, а катить через Гдов, Сланцы, Кингисепп вдоль берега Чудского озера — там машин меньше, спокойнее, места красивые.

Санкт-Петербург — Петрозаводск — Медвежьегорск — Мурманск

Приблизительная дистанция — 1400 километров.

Травин преодолел расстояние за 24 дня.

В окрестностях Петербурга велосипедисты исследовали каждый сантиметр. После Петрозаводска ситуация ухудшается, дорог становится меньше.

Впрочем, некоторые велолюбители отваживаются ездить и по этим влажным заболоченным местам.

В конце лета 2016 года в честь строительства железной дороги из Мурманска до Санкт-Петербурга и столетия столицы Заполярья даже состоялся велопробег между этими городами.

Архангельск — Нарьян-Мар — Югорский Шар — Диксон — Русское устье — Уэлен

В Мурманске Травин, по-видимому, сел на пароход. Достоверных сведений об этом нет. В Архангельске начался самый трудный участок его легендарного путешествия. С 27 декабря 1929 года по 12 июля 1931 года он преодолел путь в 40 тысяч километров вдоль Северного Ледовитого океана. С тех пор условия на побережье не слишком изменились.

псковский музей-заповедник

Морозы, бездорожье, местами снег был таким глубоким, что Глебу случалось вставать на лыжи и тащить за собой велосипед. Однажды рядом с местом ночёвки образовалась трещина, из неё выступила вода.

К утру она замерзла, и путешественник проснулся закованным в ледяной скафандр. С трудом достав нож, он начал высвобождать себя. Тёплая одежда превратилась в лохмотья, обувь осталась без подошв.

Ноги были обморожены — Травин опасался гангрены и сам ампутировал себе два больших пальца.

От Печоры к Югорскому Шару путешественник решил ехать на велосипеде по замёрзшей воде: теперь по гладким ледовым полям ему удавалось преодолевать по 75 километров в день. Полыньи приходилось переплывать. Для этого он прикрепил к раме велосипеда надувной баллон, а к заднему колесу — гребные лопасти.

Завершилось путешествие на мысе Дежнева. Добравшись до Уэллена, села на Чукотке, Травин поставил каменный знак «В память северного перехода» и оставил под камнями отслужившие свой срок велосипедные покрышки.

Источник: https://www.poehali.tv/adventures/10444

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.