Как спасти ребёнка от насилия: 10 советов

Содержание

Как защитить детей от насилия?

Как спасти ребёнка от насилия: 10 советов

Когда жертвой преступления становится ребёнок, это пугает и шокирует. Нам может казаться, что это где-то далеко и не коснётся самых родных.

Но на самом деле ни один малыш не застрахован от встречи не с тем человеком, издевательств одноклассников и унижений со стороны учителей. Поэтому всем родителям необходимо знать, как защитить своих детей от насилия.

Формы насилия над детьми

Чтобы эффективно защитить ребёнка, необходимо разобраться, что ему грозит. Существует несколько форм жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие подразумевает преднамеренное нанесение ребёнку телесных повреждений.
  • Сексуальное насилие, растление или развращение – это вовлечение детей с их согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми для получения выгоды или удовлетворения. При этом непосредственного физического контакта может и не быть. Демонстрирование детям сцен сексуального характера, рассматривание их половых органов также является одной из форм насилия.
  • Психическое или эмоциональное насилие может проявляться в разных формах. Это и оскорбления с криками, угрозы и  запугивание, брань и унижение, ложь, завышенные требования к ребёнку, не соответствующие его возрасту и возможностям, отвержение малыша и принуждение к одиночеству, негативное оценивание, лишение заботы и безопасности, а также нанесение вреда родителям на глазах у малыша.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это лишение его адекватного ухода, что негативно сказывается на здоровье и эмоциональном состоянии. К такому виду насилия относят  оставление малыша без присмотра и медицинской помощи, безнадзорность, отсутствие нормального питания, одежды, жилья и т.д. 

Далеко не всегда угроза для жизни и здоровья малыша исходит от чужого человека. Очень часто дети страдают от насилия в собственной семье, школе и дворе. Поэтому внимательные и заботливые родители всегда должны быть настороже. 

Как защитить ребёнка от насилия

Первое, что необходимо сделать родителям – убедиться, что они сами не являются источником угрозы для ребёнка. Сейчас речь идёт не о тех несознательных элементах, бьющих и развращающих собственных малышей. А как раз о заботливых папах и мамах, которые настолько сильно стараются уберечь своё чадо, что превращают его жизнь в подобие тюрьмы.

Помните, ваша защита не должна сковывать свободу и лишать малыша инициативы. Постарайтесь действовать осторожно и не навредить чрезмерным контролем и опекой.

Лучший способ защитить ребёнка – построить с ним тёплые доверительные отношения. Если малыш будет делиться с вами своими секретами и прислушиваться к советам, уберечь его от опасностей будет намного проще.

Обязательно рассказывайте детям о правилах поведения, которые уменьшат риск стать жертвой насилия от постороннего человека на улице:

  • Никогда не разговаривать и тем более не уходить никуда с незнакомцами. Исключений нет. Это может быть вполне симпатичный молодой человек, милая пожилая старушка или ребёнок. Расскажите малышу, что злоумышленник может сыграть на его доброте, поэтому не стоит бросаться на помощь к чужим людям. Объясните, что за невинной просьбой помочь поймать сбежавшего котёнка может скрывать настоящая угроза жизни. 
  • Избегать малолюдных мест, особенно, если там есть незнакомцы.  Не стоит одному гулять в пустом парке или заходить в лифт с чужими людьми.
  • Никогда не принимать подарков и угощений от чужих людей. Даже если это сосед и выглядит он безобидно, без разрешения родителей ничего брать нельзя.
  • Не подбирать на улице чужие вещи, например, коробки, сумки, игрушки и т. д.

Обязательно научите малыша правильно звать на помощь, если он стал жертвой похитителя. Недостаточно просто кричать и упираться, необходимо дать понять, что это чужой человек, и он похищает ребёнка.  В противном случае окружающие могут подумать, что это семейная сцена и проигнорировать похищение, происходящее на их глазах.

Всегда выслушивайте ребёнка и верьте ему. Если малыш хочет о чём-то поговорить, не стоит его сразу перебивать и поучать. Простое внимание со стороны родителей может спасти жизнь.

Чтобы вовремя заметить проблему, родителям необходимо интересоваться жизнью своего чада. Обязательно заведите записную книжку, в которой будут адреса и номера телефонов друзей и педагогов ребёнка. Обязательно просматривайте, чем он интересуется в интернете. Также можно просматривать его телефон, но делать это надо незаметно, чтобы не подорвать доверие.

  • Старайтесь изредка посещать школу, видеться с друзьями вашего чада.
  • Научите его всегда рассказывать, куда и с кем он идёт.
  • Старайтесь избегать ситуаций, когда малышу придётся возвращаться домой поздно одному.
  • Планируйте свой день, чтобы вы всегда могли его встретить или проводить его.
  • Если иногда вы просите друзей или знакомых забрать ребёнка из школы или сада, придумайте кодовое слово, которое должен назвать взрослый. Но лучше избегать ситуаций, когда незнакомец подвозит вашего малыша.

Помните, что лучшее обучение – личный пример. Обязательно соблюдайте все рекомендации, которые даёте ребёнку, сами. Говорите об этом, обсуждайте разные ситуации, но старайтесь не запугать, а внушить уверенность в себе и спокойствие.

Источник: https://mamapedia.com.ua/rodu/sovety-molodym-mamam/kak-zashhitit-detej-ot-nasilija.html

Как защитить ребенка от психологического насилия

Как спасти ребёнка от насилия: 10 советов

Современных детей кто только не воспитывает: детские сады, школы и телевизор усердно прививают им основы нравственности и патриотизма, разве что не заставляют зубрить «Моральный кодекс строителя коммунизма». Дети каждый день подвергаются психологическому насилию, в том числе со стороны родителей. Как этого избежать?

Что такое психологическое насилие, как его распознать и защитить от него ребенка, «Таким делам» рассказали эксперты: Карина Карамян, супервизор детского телефона доверия и психолог ресурса KogdaTrudno.

ru, Марина Слинькова, детский и подростковый психолог Центра Системной семейной терапии, и Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

***

 Что такое психологическое насилие?

Психологическое насилие — это форма воздействия одного человека на другого, при которой наносимый вред измеряется не в «физических единицах», а в психологических.

Другими словами, жертва психологического насилия не получает физических увечий, но при этом страдает эмоционально.

К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание, и они не обязательно выражены вербально. Насилие не всегда проявляется агрессивно, даже с улыбкой на лице можно унизить человека.

К чему может привести психологическое насилие над ребенком?

Последствия психологического насилия зависят от его длительности и интенсивности. Психологическое насилие приводит к переживанию ребенком собственной ничтожности. Это и чувство вины, и стыд, и бессилие, и, как следствие, заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Кроме того, растет уровень тревожности, могут появляться страхи и нервозность. Это связано с тем, что ребенок теряет чувство безопасности и начинает постоянно ожидать нового «нападения». Он становится уязвимым ко всевозможным манипуляциям.

Длительное психологическое насилие влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка: на его отношение к себе и окружающим, на его способность быть в ладу со своими эмоциями, на его уровень агрессии и адаптацию в социуме.

У ребенка может на всю жизнь сформироваться «выученная беспомощность»: состояние, когда человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Он даже не пробует самореализовываться, потому что убежден в собственной никчемности.

К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание

Это просто и сложно, одновременно. Главный помощник родителя — внимание и доверительный контакт с ребенком. Первый маркер — это изменения в поведении. Могут начаться проблемы со сном, едой, с настроением, реакцией на повышение голоса. Говорун может превратиться в тихого и задумчивого молчуна.

Родители знают, каково нормальное поведение их ребенка, и когда оно меняется — это повод задуматься, проследить, с какими событиями такая перемена связана. Это может быть одна и та же воспитательница в детском саду, или каша, которую ребенка насильно заставляют есть по утрам.

Показывайте вашим детям свою готовность прийти на помощь и, главное, — не осуждайте, что бы ни произошло, и о чем бы ребенок вам ни рассказал.

Это касается не только маленьких детей. Подростка опустить гораздо проще, чем пятилетнего малыша. Оскорбление учителем перед всем классом или насмешки одноклассников могут закомплексовать школьника на всю жизнь.

К сожалению, некоторые родители упускают из виду психологическое насилие над ребенком, потому что искренне не верят, что с ним происходит что-то действительно важное, а главное — травмирующее. Даже если ребенок рассказывает об этом напрямую.

Как родитель может противостоять психологическому насилию?

Самое главное — родитель всегда должен вставать на защиту своего ребенка. Иначе ребенок становится заложником ситуации и может оказаться виноватым с двух сторон: его ругают и воспитатели, и родители, которым надоело выслушивать упреки воспитателей.

Если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не надо давать советов, как справиться с ситуацией.

Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда станет еще сильнее. Ребенок начнет думать, что виноват он сам. Совет «не обращать внимания» — еще одна распространенная ошибка родителей.

Он обесценивает переживания ребенка, лишает его необходимой поддержки.

Не надо давать советов, как справиться с ситуацией. Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда у ребенка станет еще сильнее

Необходимый шаг родителя — диалог с воспитателем. К воспитателю нужно идти подготовленным: точно знать, когда и из-за чего менялось настроение, вплоть до конкретных дат. Не нужно конфликтовать с воспитателем, ведь потом это может отразиться на ребенке. Все проблемы лучше всего решать через взаимное сотрудничество.

Нужно спокойно показать свою четкую позицию по сложившейся ситуации: «Я это вижу. Я это замечаю. Я не хочу, чтобы это повторялось. Давайте посмотрим, что мы вместе можем с этим сделать». Если разговор проблему не решил, можно обратиться к вышестоящему начальству. В любом случае насилие нужно прекратить.

Если никакие способы не работают, ребенка нужно забрать из этого детского учреждения.

Травля со стороны других детей. Что делать?

Здесь опять же очень важна родительская поддержка. Родитель должен доверять своему ребенку и не бояться входить в конфликтные ситуации, защищая его. Все проблемы нужно решать на уровне взрослых.

Не бывает травли без молчаливой поддержки воспитателя или учителя, который находится в учреждении, где это происходит. Нужно выходить на диалог и апеллировать к компетентности воспитателя или учителя: «Меня такая ситуация не устраивает, если вы не в состоянии справиться с ситуацией, я пойду выше».

Взрослые могут изменить ситуацию с детьми, если будут действовать сообща и профессионально. Настаивайте на разборе ситуаций, настаивайте на включении психологов, настаивайте на том, что на психологическое насилие нельзя закрывать глаза, и это не норма.

Если даже на уровне заведующей детского сада или директора школы ситуация не решается, можно обратиться в гороно или другие вышестоящие органы.

Как отличить насилие от родительской заботы?

Забота — это когда одному человеку важно, что происходит с другим, и хочется, чтобы другому было хорошо. И забота как таковая просто не может быть насилием. А вот то, что очень часто маскируют под заботу, как раз и есть психологическое насилие.

Если вы заботитесь о ребенке, вы предложите ему помощь при решении тех или иных задач, но прежде чем помогать, дождетесь его инициативы или желания.

Если вы помогаете вне зависимости от того, просит ребенок вас об этом или нет, то встает вопрос, о ком на самом деле вы заботитесь в этот момент.

«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное

«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное. И его последствия зачастую превосходят последствия от критики и угроз. Такое поведение родителей приводит к инфантилизации ребенка.

Родитель может жить событиями своего чада так плотно, что начнет проживать детскую жизнь, вытесняя из нее самого ребенка. В такой ситуации ребенок не получает навыков, которые необходимы ему для дальнейшей жизни.

Он не умеет выбирать, не чувствует ответственности за свои поступки.

Часто родители не понимают, что не должно быть понятия «к ноге», и у детей должна быть свобода. В том числе, свобода выбора. Есть время, когда ребенок должен побыть один. Это тоже процесс развития.
Необходима четкая граница между заинтересованностью в жизни ребенка и попыткой «задушить его своей любовью». Но вычислить эту границу можно только эмпирическим путем.

Спасибо, что дочитали до конца!

На «Таких делах» мы пишем о социальных проблемах, чтобы привлечь к ним внимание. Мы верим, что осознание – это первый шаг к решению проблем общества.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Небольшие, но регулярные пожертвования от многих людей позволят нам продолжать работать, оплачивать командировки и гонорары авторов, развивать сайт.

Пожертвовав 100 рублей, вы поддержите «Такие дела». Это займет не больше минуты. Спасибо!

ПОДДЕРЖать

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2017/06/kak-zashhitit-rebenka-ot-psikhologiche/

Как обезопасить детей от похищений и насилия (сценарии похищения, памятка)

Как спасти ребёнка от насилия: 10 советов

Педофил не хватает ребенка за руку и силой не утаскивает его в безлюдное место. В 99,9 % случаев ребенок по доброй воле следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением.

Специалисты следственного комитета напоминают о том, как можно и нужно обезопасить детей от насилия.

Похищение детей

Вопрос, который часто задают родители – как предупредить похищение ребенка? Действительно, тема похищения детей как никакая другая имеет все основания считаться одной из самых болезненных. Например, в России без следа пропадают в среднем по четыре ребенка каждые сутки. В Европе и Америке статистика не менее утешительна. 

Первое: пожалуйста, поймите самую главную вещь – педофил не хватает ребенка за руку и силой не утаскивает его в безлюдное место. В 99,9 % случаев ребенок по доброй воле следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением.

Второе: вы можете своего ребенка с ног до головы обвесить радио-маячками, но это НЕ СПАСЕТ его от преступления (это лишь поможет следствию найти преступника). Но вы можете в максимально понятной ребенку форме пояснить, что есть некие злые люди, которые крадут детей.

Третье: НЕТ, НЕ БЫЛО и НИКОГДА НЕ БУДЕТ более эффективной меры, чем обычное ИНФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА о возможной опасности. Наши родители (вспомните свое детство) именно так и поступали.

Объясните ребенку подробно всего одно положение – нормальному взрослому человеку от ребенка НИ-ЧЕ-ГО не нужно. Если «незнакомый дядя» или «незнакомая тётя» предлагает проследовать за ним/ней, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ КУДА и ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ЗАЧЕМ, то (обращаетесь вы к ребенку) 100 % этот дядя или эта тётя – ПОХИТИТЕЛЬ детей.

Примерные диалоги, которые составляют похитители:

  •  Девочка, там котята без мамы в коробке сидят. Пошли со мной, я покажу, где. Они такие милые. Может, себе одного возьмешь.
  • Привет, дети. У меня в квартире живет настоящий ежик. Вот его фото. Пойдемте со мной, я дам вам его на руках подержать.
  • Любишь мороженое, мальчик? У меня полный холодильник остался после того, как у меня гостили племяшки. Они все мороженое не съели, а собой его взять не смогли, потому что оно в сумках растает. Ну не выбрасывать же его. Хочешь, мальчик, я его тебе отдам?
  •  Эй, девочка (мальчик), – говорит незнакомец из авто, – а как проехать на Лебедянскую улицу? Я тут уже второй час катаюсь, и мне все пальцем тычут, что она – там. Я еду туда, а там люди в другую сторону показывают. Как сговорились все. Девочка, садись в машину и покажи мне улицу. Я тебе 500 рублей за это заплачу. А потом обратно сюда же привезу. Садись, не бойся…
  • Мальчик, тебя как зовут? – обращается к ребенку незнакомец из авто.  – Меня? Антон. А что? – Ну, наконец-то я тебя нашел! Несколько часов по району мотаюсь. Меня попросили соседи твоих родителей тебя срочно найти и в больницу везти. Твоей маме плохо стало. Садись скорее в машину я тебя в больницу отвезу. – А папа уже там, в больнице? – ребенок может невольно задать самые разные уточняющие вопросы, не от недоверия, а машинально. – Антон, я не знаю. Я даже твоих родителей не знаю. Я друг ваших соседей с пятого этажа. Ну, дяди Олега и тети Наташи. Ну, ты должен их знать. Они позвонили мне и еще многим людям на машинах. Мы тут тебя всем районом ищем. Нет времени. Садись в машину. По дороге все объясню.

Эффективность последнего приема базируется на фундаментальных свойствах человеческой психологии – в стрессовой ситуации человек неадекватно оценивает ситуацию и не склонен к логическим суждениям.

Похитители могут выдумать множество новых приемов, но, так или иначе, в основе всегда будут котята, ежики, мороженое, быстрые деньги или «я знакомый ваших родителей».

Приведите все эти примеры Вашему ребёнку, расскажите ему подробно,  что не нужно вестись на провокации.

Как следует вести себя ребенку? Незамедлительно отвернуться, отойти от этого человека и идти туда, где есть люди.

Только этими подробными разговорами с ребёнком Вы в несколько десятков раз МИНИМИЗИРУЕТЕ риски для Вашего ребенка подвергнуться похищению со всеми вытекающими последствиями, которые описывать, думаю, нет необходимости. Мы все взрослые и всё понимаем.

Учитывайте одну маленькую деталь. В случае с малышами до трех лет лучше в принципе исключить вероятность встречи один на один с незнакомцем. Дело в том, что в этом возрасте у детей формируется базовое доверие к людям, и понятия «плохой-хороший» еще не существует.

Детям 3-5 лет можно рассказать об опасности общения с незнакомцами на примере сказок. Типичный пример – «Волк и семеро козлят».

С 5 лет дети уже в состоянии разграничить круг знакомых и друзей семьи. Знакомые – это коллеги родителей по работе, соседи.

И для ребенка они приравниваются к незнакомцам, с которыми ходить куда-либо вдвоем не нужно.

Чтобы ребенку было проще, перечислите конкретных людей, которым малыш может доверять и с которыми может ходить куда угодно. Это бабушки, дедушки, тети и дяди и другие близкие родственники.

Также стоит объяснить ребенку, что на свете бывают разные люди – и хорошие, и плохие. И порой на первый взгляд неясно, кто перед тобой. В качестве примеров вспомните сказки.

Если незнакомец предлагает конфетку…

Ребенок должен четко уяснить: брать какие-либо подарки, сладости, сувениры у незнакомых людей НЕЛЬЗЯ! Исключение составляет ситуация, когда мама находится рядом – в этом случае ребенок должен ответить незнакомцу, что спросит у мамы, можно ли ему взять подарок.

Если незнакомец настаивает на подарке, ребенок должен без объяснений развернуться и убежать или обратиться к любому прохожему, и попросить о помощи. Фраза может быть примерно такой: «Извините, не могли бы Вы мне помочь? Этот человек что-то от меня хочет, но я не могу понять, что именно».

Для наглядности можно проиллюстрировать свои слова сказочным примером с похожей ситуацией, но со счастливым концом.

Правило 1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком

Постоянно наблюдайте и оценивайте изменения в поведении ребенка. Старайтесь обращать внимание на его окружение. Сделайте дом максимально комфортным для времяпрепровождения, как для Вашего ребенка, так и его друзей; необходимо наладить тесные взаимоотношения с педагогами и родителями одноклассников ребенка.

Поощряйте ребенка рассказывать о своих друзьях, о себе и своих увлечениях. Доверительные отношения станут для ребенка хорошим стимулом рассказывать о происходящих в его жизни событиях и в случае непростой ситуации родители смогут вовремя оценить степень опасности и  помочь найти выход из нее.

Правило 2. Уделяйте больше внимания своему ребенку

Один из самых надежных способов, который поможет Вам наладить доверительные отношения, заключается в том, чтобы проводить с ребенком как можно больше времени.

Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к чужому человеку (потенциальному преступнику), который сможет увлечь их.

Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать детям и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся.

Правило 3. Будьте открыты ребенку в любых ситуациях

От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях в своей жизни, друзьях; задавать ребенку вопросы о его страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды. 

Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а скрытность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить. 

Правило 4. Дайте ребенку максимум необходимой информации о проблеме

С раннего детства рассказывайте ребенку о правилах поведения в обществе, приводя примеры положительных и отрицательных форм проявления. Учите держать правильную дистанцию при общении со взрослыми; желательно обыгрывать такие ситуации на улице.

Однако при этом старайтесь не запугивать ребенка, а учить его действовать в экстремальной ситуации, повторяя уроки по мере взросления. Следите за тем, чтобы Ваша речь не была похожа на нудные поучения. Постарайтесь интересно и доходчиво донести до ребенка основные правила поведения на улице, сопровождая свою речь яркими примерами.

Только в этом случае ребенок услышит Вас – а Вы сможете быть уверены, что в случае чего он сумеет за себя постоять! 

Правило 5. Особую осторожность следует проявлять в отношении безопасности ребенка в Интернете

По возможности установите на компьютере программы, блокирующие нежелательные или потенциально опасные сайты.

Объясните ребенку, что также как и в реальной жизни, в сеть нельзя выкладывать личную информацию, к которой относятся адрес, номер телефона, место работы или учебы.

Научите ребенка пресекать попытки знакомства в сети Интернет (по причине того, что новые знакомые могут оказаться злоумышленниками). Желательно вместе обсудить, какие фотографии допустимо выкладывать в социальные сети. 

Правило 6. Следите за тем, чтобы внешний вид ребенка не был провоцирующим

Следите, чтобы ваш ребенок сам не провоцировал преступника на агрессивные действия излишне вызывающим внешним видом либо дорогими украшениями.  

Правило 7. Сведите к минимуму возможность столкновения ребенка с лицами группы риска

Установите в подъезде железные двери с кодом во избежание проникновения в него бомжей или наркоманов. Объясните ребенку, что в Ваше отсутствие никто не станет обращаться к нему, и поэтому не зачем открывать двери посторонним. 

Правило 8. Требуйте от ребенка:

– чтобы, уходя из дома, дети всегда сообщали куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;

– чтобы избегали случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;

– чтобы перед уходом из гостей, театра и т.п. звонили и предупреждали об этом;

– чтобы не входили в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.

Правило 1. Уметь сказать «НЕТ»

Твердо сказать «нет», рассказать о своих проблемах тому, кто в состоянии реально помочь – эти жизненно важные для любого ребенка навыки следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. 

Правило 2. Ненужные разговоры с посторонними

Очень часто преступники пользуются доверием детей.

Научите своего ребенка, что он не должен разговаривать с незнакомцами и тем более соглашаться на его предложения или приглашения (посмотреть животное, поиграть в любимую игру, сходить в магазин за конфетами, мороженым, игрушкой, поехать к маме (папе, бабушке и т.д.) и другое). Объясните, что преступники для того, чтобы войти доверие, становятся добрыми, ласковыми и понимающими. 

Правило 3. Как вести себя в угрожающей ситуации

Прививайте навыки по предупреждению насилия. Ребенок должен знать, как вести себя в опасной ситуации.  

 

Оригинал памятки в формате docx можно скачать с сайта управления СК РФ по Новосибирской области по ссылке. 

Фото Натальи Сковрунской и из открытых интернет-источников

Источник: http://svidetel24.info/archives/7963

Как защитить ребёнка от школьной травли

Как спасти ребёнка от насилия: 10 советов

Травля – это психологическая травма. Необходимая информация о «детях-жертвах» и «детях-агрессорах» – в материале психолога Ксении Бурцевой.

Эмоциональное насилие

Психологическую травму в школе ребенок может получить  как от физического, так и от эмоционального насилия. Эмоциональное  насилие  вызывает у ребенка-жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку.

Эмоциональное насилие может быть пассивным – ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это  насмешки, издевки, придумывание кличек, «обзывательства».

Физическое насилие связано с применением силы, нарушением телесных границ — сюда же относятся случаи, когда отнимают или портят вещи, причиняют боль, наносят физические травмы. Эти два вида насилия часто сопутствуют друг другу.

Дети-жертвы

Важными характеристиками «жертв» являются  «выученная беспомощность», «внешний локус контроля»  и неразвитость «совладающего поведения». Давайте разберемся, что это такое.

Выученная беспомощность. Это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того, чтобы выученная беспомощность сформировалась.

Внешний локус контроля. Личная предрасположенность и склонность ребенка обвинять в своих неудачах других людей и обстоятельства, не принимая на себя никакой ответственности.

Совладающее поведение. Это способность справляться со стрессом.

Оно включает в себя несколько важных элементов: определение смысла и значения ситуации для себя, способность делать  выводы на будущее; настойчивость в попытках изменить ситуацию, противостоять ей; наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность, несмотря на стрессовые ситуации, сохранять себя — свою самоидентичность, уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях и формирует комплекс жертвы.

Как ребенок получает комплекс жертвы. Качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения, которые формируют у ребенка черты личности, в том числе качества жертвы.

Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травмирующие ситуации, случившиеся с ребенком не по вине семьи — например, госпитализация. Черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя  жертвой. И если эти черты закрепились, это всегда означает, что семья не помогла ребенку правильно прожить стресс.

Известно, что при развитии пост-стрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным условием исцеления.

Случайная жертва. В этом случае обидчик выбирает жертву, исходя из своих внутренних предпосылок. То есть сам ребенок-жертва своим поведением не влияет на выбор обидчика.

Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, но вероятность повышается у новеньких, поменявших место учебы, и у детей, имеющих какие-либо физические отличия (например, очки, рыжие волосы, худоба или избыточный вес, слишком высокий рост или слишком маленький). В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам.

В 1-3 классах фигура учителя является очень важной, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение «подхватывается» детским коллективом. Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт, противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену или наказывая весь класс из-за одного человека.

В более старших классах важнее становится общение со сверстниками, что определяется социальной  ситуацией развития, и здесь провокатором может стать неформальный лидер части коллектива. Такой лидер собирает  вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, и выбирает для преследования любого, кто ему чем-то не понравился.

Когда жертвы выбраны случайно, и они, дети-жертвы, никак не провоцировали конфликт, работа проводится  с агрессивной стороной для прекращения насилия. А с ребенком–жертвой — только в случае, если он получил психологическую травму, то есть когда ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние.

Жертва, прямо или косвенно причастная к совершению над ней насилия. Если случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии, то несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно.

В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся жертвами разного рода насилия, потому что более беззащитны и уязвимы. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии даже существует такое понятие, как  «жертвенность» или «виктимность».

Имеется в виду определенный тип личности, который характеризуется следующими проявлениями:  замкнутостью, импульсивностью в поведении,  страхом  перед людьми и общением, страхом  перед школой, неразвитыми социальными навыками, отсутствием  опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе,  низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью, склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой  агрессией (направленной как на других, так и на себя), плохим  самоконтролем.

Дети-агрессоры

Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи. Схожи и ситуации, формирующие эти качества. Отличие состоит в пассивной позиции жертвы и активной позиции преследователя, которым может становиться бывшая жертва с теми, кто более уязвим.

Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения, и подавляемая в пугающей ситуации, прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм,  так называемая «идентификация с агрессором».

Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва. Часто (но не всегда) агрессорами являются люди, чей тип личности психологи называют «социопатическим». Эти люди понимают только язык силы.

Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Проявление доверия к ним они воспринимают так, что смогли вас одурачить. Только жесткие силовые меры способны остановить социопата. В большинстве случаев может быть достаточно предупредительного разговора.

Предоставлять детям самим разбираться в ситуации может быть оправдано, только если коллектив выдвигает агрессору кодекс правил поведения, а иное поведение игнорирует. Но чаще всего в школьном возрасте это чревато продолжением насилия и неуправляемостью процесса. Поэтому вмешательство взрослых потребуется.

Как прекратить ситуацию насилия

Узнайте больше. Важно как можно больше узнать о происходящем,  подробно расспросить ребенка о том, что происходит, узнать ситуацию в классе, по возможности посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним и с другими родителями.

Поговорите с учителем. Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы  учитель перестал провоцировать конфликт.

К сожалению, в нашей сегодняшней действительности известны случаи, когда приходилось перевести ребенка в другой класс, и даже школу, так как учитель не менял своего отношения, а администрация школы и другие родители активно вставали на сторону учителя.

В данном случае самое главное для родителей страдающего ребенка — защитить его, вывести из травмирующей ситуации. Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя адекватны, и сами пытаются защищать одних учеников от нападок других.

Радикально действуйте с родителями ребенка-агрессора. Многое зависит от того, как ведут себя родители ребенка-агрессора. Если с их стороны не возникает понимания, и не принимаются меры, то необходимо подключить администрацию школы, учителей, других родителей.

Необходимо действовать радикально  — оказывать влияние на агрессоров и его родителей, установить требования к их поведению. Бывает нелишне обратиться в полицию, написать заявление.

Важно сделать так, чтобы ваша проблема, как страдающей от агрессии стороны, стала зоной ответственности  агрессора и его родителей.

Чаще всего, сами родители социопатически настроенных детей являются начальным звеном в распространении агрессии, и с ними важно строго и радикально выстраивать границы, ссылаясь на закон и немедленные социальные потери в случаях его нарушения.

Нейтрализуйте агрессора.

 Если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы, родителям нужно работать в двух направлениях: нейтрализовать  агрессора (разговаривать с ним нужно жестко, с позиции силы, определяя для него кодекс правил), и параллельно обратиться к специалисту для работы по преодолению виктимности у ребенка, а также для понимания и устранения негативных факторов внутри семьи.

Позвольте ребенку проживать стресс.

 Если ваш ребенок перенес травму от одноклассников или любую другую травму, необходимо говорить с ним об этом, позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо, быть с ним, поддерживать его.

Важно вместе понять, как это событие повлияло на изменение  у ребенка образа себя и окружающего мира.  Он может сказать, что теперь никому не доверяет или чувствует себя неудачником.

Разберите ситуацию подробно. Проявите сочувствие и поощряйте выражение чувств. Вместе подумайте о том, что позволит ребенку чувствовать себя спокойнее, и как сделать так, чтобы можно было использовать этот опыт в будущем, чтобы избежать повторений.

Устраните стресс. При работе по предотвращению последствий травмы важно, чтобы стрессовая ситуация была устранена.

Победой будет, если ребенок снова почувствует себя в безопасности, уйдет от ощущения неуправляемости и беспомощности.

 И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо подключить психолога, иначе эта травма может вызвать  посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психосоматические заболевания,  повлиять на развитие его личности.

Источник: https://healthy-kids.ru/kak-protivostoyat-shkolnoj-travle/

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

Как спасти ребёнка от насилия: 10 советов

После флешмоба #Янебоюсьсказати даже самым равнодушным к этой теме людям стало понятно, что растление и сексуальное насилие над детьми в нашей стране — серьезная и очень распространенная проблема. Детский и семейный психолог и гештальт-терапевт Мария Мельник рассказывает, как распознать опасность и уберечь ребенка.

Согласно официальной статистике, до 15% детей подвергались сексуальному насилию или домогательствам. Это большой процент, учитывая, насколько сильно сексуальное насилие травмирует ребенка и меняет его дальнейшую жизнь. Это только зафиксированные случаи, на деле их гораздо больше. Слишком уж это страшно и стыдно, потому об этом редко говорят и часто игнорируют.

В 85-90% случаев насильник или растлитель входит в близкий круг общения ребенка. Это может быть ближайший родственник или друг семьи, педагог детского сада или школы, репетитор или старший друг. Иногда это случается в лагерях или санаториях, где ребенок находится без присмотра непосредственно родителей.

Педофилия не просто распространена, но и часто ненаказуема. Во-первых, потому что это так страшно, что в это невозможно поверить. Поэтому родители часто уходят в отрицание или стараются как можно быстрее об этом забыть.

Во-вторых, потому что дети редко рассказывают.

Потому что в большинстве случаев педофил — не просто человек из близкого окружения, он создает с ребенком близкие, авторитетные отношения, в которых воля ребенка подавлена настолько, что ему и в голову не приходит попросить о помощи.

Как же уберечь ребенка от сексуального насилия?

В первую очередь позаботьтесь о том, чтобы ваши отношения с ребенком были близкими и доверительными. Такими, в которых ребенка принимают, любят, всегда выслушают, с чем бы он ни пришел. Потому что чаще всего жертвами педофилов становятся эмоционально брошенные дети вечно занятых родителей.

Каждый раз, когда вы вечерами смотрите в телефон или планшет и отмахиваетесь от назойливых просьб ребенка поиграть, подумайте о том, что вы оставляете его с большой потребностью во внимании. И что, может быть, вы даете возможность чужому взрослому с плохими намерениями удовлетворить эту потребность ребенка вместо вас.

Растите здоровые границы личности в семье. Ребенок имеет право говорить «нет». Хорошо бы, чтобы у него еще и был наглядный ежедневный пример в лице его родителей о том, когда и как говорить «нет», чтобы защищать себя в неприятных и неудобных ситуациях.

Ребенок должен понимать, что у него есть свои вещи, место и телесные границы, на которые никто не должен посягать. Он не должен делиться игрушками и кроватью, если не хочет.

Он не должен разрешать себя гладить или сажать на руки чужим и незнакомым людям.

Если вы приучите ребенка к этому с раннего детства — у него значительно больше шансов в критический момент отличить добро от зла и начать сопротивляться.

Соблюдайте правила элементарной безопасности. Не оставляйте ребенка одного с другими не очень близкими ему взрослыми. С соседями, консьержками и друзьями семьи. Никаких поездок в лагеря, санатории и клиники, где не разрешают брать телефон или позвонить родителям при первой необходимости. Даже в очень проверенные и авторитетные.

Никаких осмотров врачами несовершеннолетнего ребенка за закрытой дверью. Если это репетитор или няня, и они у вас дома, дайте понять, что вы можете вернуться в любой момент, и пару раз вернитесь. Не слишком настойчиво, но регулярно спрашивайте ребенка о его отношениях с другими взрослыми.

Лучше спрашивайте напрямую, не было ли никаких приставаний и запрещенных действий.

Приучите ребенка, что нельзя ходить голым перед другими людьми, и контролируйте выполнение этого правила. Не важно, семейный ли это праздник на даче и какая степень родства и доверия у вас с окружающими — ребенок всегда должен быть как минимум в трусах.

Самое главное — не учите ребенка, что взрослых надо слушать. Слушать надо маму и папу, а остальное — по ситуации и если это не приносит дискомфорта. И да, это нормально отказывать взрослому, особенно незнакомому.

Максимально проинформируйте ребенка по данному вопросу

Купите и прочитайте с ним книгу «Откровенный разговор об этом». Это самая подробная, понятная и доступная книга для детей по сексуальному воспитанию из мне известных.

Если она вам по какой-то причине не подошла — возьмите любую доступно написанную на эту тему энциклопедию с картинками или образовательные ролики.

Это нужно потому, что, когда ребенок из авторитетного для него источника четко понимает, как он появился на свет, ему нельзя уже поверх этого сладким голосом наплести историй про волшебные игры для особенных мальчиков и девочек. Информация здесь — ваше главное оружие, и воевать надо на опережение.

Ребенок должен знать минимальные анатомические особенности мальчиков и девочек и откуда берутся дети примерно с трех лет (можно без погружения в детали). Он также должен понимать, что это никакие не запретные места, овеянные тайной, а части тела, которые есть у всех.

Поскольку интимные части тела — те, которые прячут в белье от посторонних глаз, нельзя трогать чужие и давать трогать свои, играть, показывать, стимулировать и так далее. Хорошо, если вы найдете время и выпишете конкретный список запрещенных действий и проговорите их с ребенком несколько раз.

И там должны быть не только действия с гениталиями, но и поцелуи в губы, попытки залезть под одежду и другие сексуализированные слова или жесты.

Отдельным пунктом подчеркните, что никакого интереса у взрослого к детским интимным местам быть не может (и наоборот тоже), а если есть, то это плохо и опасно, и пора переходить к плану Б.

У вас обязательно должен быть план Б, прописанный до мельчайших деталей и зазубренный наизусть. Во-первых, список запрещенных действий со стороны взрослого. Во-вторых, что делать, если эти действия замечены. Например, орать, убегать, искать другого взрослого и просить о помощи, громко и уверенно говорить «Не трогай меня», немедленно рассказать маме или папе

Если вы поговорили один раз, этого недостаточно. Примерно раз в месяц спросите у ребенка, помнит ли он, какие действия запрещенные и что надо делать. Пусть перескажет вам подробно по памяти. Чем больше вы напоминаете, тем больше шансов, что он вовремя распознает ситуацию и вспомнит, что делать.

Что делать, если вы заподозрили, что это происходит?

Например, ребенок вам сказал или намекнул. Или вы видите, что он в последнее время нервный, капризный и избегает конкретного взрослого: не хочет ехать к дедушке и оставаться у него без родителей, как-то особенно нервно реагирует на предложение пойти поиграть со старшим кузеном в другую комнату или не хочет оставаться в саду на дневной сон без особых аргументов почему.

Спросите напрямую. Я знаю, что это сложно, но будьте готовы услышать любой ответ и остаться на стороне ребенка. Действительно страшно услышать, что насилие было, но важно помнить, что жертва — ребенок и ему очень нужна сейчас ваша поддержка.

Первым делом заберите ребенка отовсюду и побудьте недельку дома в тишине и безопасности. С максимальной внимательностью к нему и ежеминутной готовностью обнять и выслушать.

После того как придете в себя, идите к врачу и психологу (а если хватит сил, то и в полицию).

Ребенку нужна длительная терапия, родителям — минимум пару консультаций, чтобы примириться с тем, что это произошло, и научится грамотно поддерживать ребенка.

Важно понимать, что никто не застрахован, и вы не сможете обезопасить своего ребенка на 100 процентов. Не сможете быть с ним 24 часа в сутки и предвидеть все опасности. Но вы можете дать ему опору, знания и возможности себя защитить, а это очень ценно.

Потому что правильная подготовка значительно повышает шансы ребенка на благополучный исход ситуации с растлением.

Более того, хорошо проинформированный ребенок еще и радостно поделится знаниями с друзьями во дворе и школе, и, возможно, это поможет кому-то из них избежать по-настоящему большой беды.

Иллюстрация Риа Пратт

Риа Пратт — одна из 13-ти личностей Ким Нобл, которая пережила насилие в детстве. Риа — 12-летняя девочка, и она рисует (у людей со множественными личностями бывает так, что одна из личностей обладает собственными талантами). Альтер-эго Ким Нобл отображает в своих картинках болезненный опыт жертв насилия.

Такое психическое состояние как множественные личности — случающаяся реакция пережившего насилие ребенка. Сознание как бы разделяет боль, дробя на не связанные между собой личности и блокируя воспоминания.

Источник: http://zdorovye-lyudi.ru/kak-uberech-rebenka-ot-seksualnogo-nasiliya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.