Как покорить бездорожье: советы трейлраннеров

Содержание

Трейлраннинг что это, особенности и техника трейлраннинга, необходимая экипировка

Как покорить бездорожье: советы трейлраннеров

Беговые дисциплины в последнее время набирают всю большую популярность. В данном материале мы расскажем вам о том, что такое трейлраннинг, в чем его отличие от кроссового бега, как он влияет на здоровье бегуна, а также какова техника трейлраннинга и как должен быть экипирован спортсмен.

Описание

Трейлраннинг получил свое название от английской фразы trail running. Это спортивная дисциплина, которая подразумевает бег по природному рельефу в свободном темпе, либо в рамках спортивного состязания.

Трейлраннинг включает в себя элементы:

Бегать можно как за городом, на природе, так и в  черте города: по тротуарам, набережным и различным паркам.

Отличие от обычного и кроссового бега

Главным отличием трейлраннинга от кроссового бега является ландшафт, где проходит тренировка. Так, для трейлраннинга, как правило,  выбирают местность в возвышенностями, холмами или горы, а также густые леса, пустыни. Порой на маршруте перепад высот составляет более одной тыс. метров.

Если сравнивать трйлраннинг с обычным бегом, можно провести параллель между обычным велосипедом и горным.

Данный вид бега дарит отличные, мало с чем сравнимые ощущения. В процессе трейлраннинга вы сливаетесь с природой, чувствуете ее и свободу.

Популярность трейлраннинга

Такой вид бега в последнее время становится все более популярным. Поклонники трейлраннинга есть повсеместно, особенно много их в Соединенных штатах Америки и европейских странах.

Принято выделять несколько разновидностей трейлраннинга. Так, некоторые бегуны совершают обычные ежедневные пробежки в городе, другие же для занятия трейлраннингом целенаправленно выезжают за город, где проводят дни и даже недели.

Также многие люди проводят трейлраннинг-походы на природу, взяв с собой минимум вещей.

Вообще, в западных странах большой популярность пользуются подобные тренировки совместно с родственниками, друзьями, коллегами, а также трейраннинг-пробежки собакой. Однако рекомендуется спортсменам-бегунам, занимающимся в одиночку, обязательно брать с собой сотовые средства связи и сообщить близким о своем маршруте.

Как следует из специального отчета по трейлраннингу, который опубликовала в 2010 году Outdoor Industry Foundation, трейлраннингом занимались около пяти миллионов жителей  Америки, в возрасте от шести лет и старше.

В 1995 году эту спортивную дисциплину официально признала британская атлетическая академия. А в ноябре 2015 года ИААФ ввела его в качестве одной из дисциплин лёгкой атлетики

Влияние трейлраннинга на здоровье человека

Трейлраннинг отлично развивает:

  • координацию,
  • силу,
  • выносливость,
  • умение долгое время сохранять концентрацию.

Бегуну следует быть всегда особо внимательным и на протяжении всей дистанции принимать решения, как правильно поставить ногу, как безопасно сделать следующий шаг, как преодолеть появившееся на пути препятствие.

Все это делает занятие трейраннингом очень насыщенным, разнообразным и интересным. Можно сказать, что трейлраннинг – это своеобразное приключение.

Однако по уровню травматичности это достаточно безопасный вид бега. Главное – быть внимательным и осторожным при условии преодоления участка со скользкими камнями, скалами и так далее.

Техника трейлраннинга

В трейлраннинге техника в некоторых аспектах отличается от техники обычного бега. Так, в частности, руки и локти при таком беге следует разводить более широко. Это необходимо, чтобы лучше контролировать равновесие.

Кромке того, ноги следует поднимать выше, так как на маршруте бегуну встречаются различные препятствия: корни деревьев, камни, скалы. Также порой придется прыгать – вперед, в стороны, к примеру, во время пробежки по зарослям либо во время перепрыгивания с кемня на камень. При этом следует активно работать руками.

Так что техника для каждого конкретного трейлраннинг-бегуна может быть уникальна.

Экипировка

Экипировке трейлраннинг-бегуна следует уделять особое внимание. По сути, это лайт-поход, однако при этом – с минимумом вещей, которые берут с собой.

Кроссовки

Как правило, трейлраннеры надевают для пробежек специально разработанные кроссовки с «рифленой» подошвой. Такая значительно жестче, изготовлена из легкого и гибкого нейлонового пластика. Кроссовки помогут защитить ногу от возможных травм и растяжений, которые можно получить из-за неровной трассы.

Также кроссовки для трейлраннинга имеют специальный устойчивый профиль подошвы – это служит гарантом стабильности при беге по камням, лесным тропинкам и скалам.

Также нередко в такой обуви есть специальная шнуровка, а кроме того — чехлы, которые не дадут различному мусору попасть внутрь кроссовок.

Материалы для кроссовок должны характеризоваться высокой прочностью, крепкими швами. Также эта обувь не должна впитывать воду и гряз. В качестве наиболее подходящих для трейлраннинга кроссовок называют, к примеру, обувь бренда Salomon и Icebug.

Одежда

Для трейлраннингов следует выбирать одежду со следующими характеристиками:

  • ветронепродуваемая,
  • водонепроницаемая,
  • хорошо выводящая влагу наружу,
  • многослойная.

Многослойная одежда позволит бегуну чувствовать себя комфортно, не важно, какая погода его ждет – ветер, дождь, снег.

Желательно одежду иметь трехслойную:

  • нижний слой выполняет функцию отведения влаги, в результате кожа бегуна остается сухой.
  • средний слой препятствует потере тепла,
  • наружный слой защищает от ветра, дождя, а также выводит из внутренних слоев пар.

Кроме того, новые технологии не стоят на месте. Так, она оказывает поддержку мышц, чего можно добиться благодаря специальному облегающему крою и определенным материалам. Мышцы при беге не будут «разбалтываться», что обеспечит их эффективную работу.

Питьевая система

Стоит на этот элемент экипировки участника трейлраннинга обратить особое внимание. Ведь иметь с собой воду и возможность иметь к ней быстрый доступ в любой момент – это очень важно.

Есть несколько вариантов таких питьевых систем:

  • поясные сумки, куда можно привесить обычную флягу,
  • специальные захваты, чтобы носить фляжку или бутылочку в руке,
  • пояса с креплениями для небольших бутылок (она являются наиболее популярными),
  • специальный гидрорюкзак. В нем можно разместить емкость с водой, доступ к которой осуществляется с помощью силиконовой трубки. Кроме того, в таком рюкзаке есть специальные карманы для необходимого: гаджетов, документов, ключей и так далее.

Головной убор

Ему следует уделить особе внимание, ведь нередко бег на природе проходит в условиях жаркого солнца. Кроме того, он отводит пот, появляющийся во время бега.

В качестве головного убора прекрасно подойдут:

  • кепка,
  • бейсболка,
  • повязка,
  • бандана.

Фирмы-производители экипировки

Можно обратить внимание на обувь, одежду и прочую необходимую для трейлраннинга экипировку от следующих фирм-производителей:

  • Solomon,
  • Inov-8,
  • La Sportiva,
  • Skins,
  • Brooks,
  • Compressport
  • The North Face.

Советы начинающим трейраннерам

  1. Следует тщательно разработать маршрут. Или найти компанию единомышленников, особенно – более опытных, которые помогут советами по технике бега, экипировке и так далее.
  2. Не стоит торопиться. В условиях неровностей следует делать более короткие шаги, чтобы соблюдать контроль.

  3. На подъемах можно сменить бег на шаг, чтобы не слишком себя перегружать и рационально расходовать свои силы.
  4. Следует выше поднимать ноги, даже выше, чем это требует находящееся впереди препятствие.
  5. Смотреть нужно только вперед.
  6. Если впереди есть еще один бегун – соблюдайте дистанцию.

  7. Будьте осторожны на влажных поверхностях: камнях,  упавших деревьях.
  8. Лучше попытаться перепрыгнуть препятствие, чем наступить на него. Так как поверхность может оказаться скользкой, и вы можете упасть и травмироваться.

  9. Берите с собой одежду, в которую можно переодеться, ведь в конце тренировки вы можете быть потными и грязными. Также не помешает полотенце.
  10. Если вы бегаете в одиночку — обязательно сообщите близким о своем маршруте. Также рекомендуется брать за занятия средства мобильной связи.

Трейлраннинг – это мини-поход, мини-путешествие, мини-приключение. Недаром популярность этого вида спорта возрастает с каждым годом, тем более, что им можно заниматься как на природе. Так и в условиях города. Главное – соблюдать правила безопасности, грамотно подобрать экипировку и быть внимательным и осторожным.

А лучше всего – заниматься в компании единомышленников, друзей и близких, которые поддержат и помогут советом. Желаем вам хороших и эффективных тренировок! Трейлраннинг — техника, экипировка, советы новичкамСсылка на основную публикацию

Источник: http://keeprun.ru/types/trejlranning-texnika-ekipirovka-sovety-novichkam.html

Trail running (трейл раннинг)

Как покорить бездорожье: советы трейлраннеров

С ростом популярности спорта возвращается интерес к природе. Как результат изобретаются (или вспоминаются) новые виды бега, которые по своей сути являются усложненным вариантом предшественника. Одним из примеров служит trail running, который зарекомендовал себя как лучший способ вернуться в лоно природы.

Трейлу отдают предпочтение фанаты экстрима и новых впечатлений, а также любители живописных кадров, которые создает природа.

Особенности трейлового бега

Трейл раннинг – бег по тропам. Разновидность бега официально зарегистрирована в 1995 году академией легкой атлетики Британии. Популярность стремительно росла на Западе, где в начале 2000-х годов новым видом спорта занимались более 3 миллионов человек. Сегодня управление дисциплиной регулирует IAAF (международная федерация легкой атлетики).

Данная дисциплина легкой атлетики давно вышла за рамки любительского вида спорта, и подразумевает профессиональную подготовку не хуже олимпийских дисциплин.

Трейловые забеги включают в себя ряд особенностей, которые отличают их от бега по пересеченной местности. Главной особенностью является сложность и длина дистанции. В отличие от кроссового бега в трейле средняя протяженность забега приравнивается классическому марафону 42,195 километра. Разница дистанций огромна – от 5 до 100 километров.

Если для кроссового бега производится подготовка трассы, то в данном виде прокладывается лишь маршрут и более ничего. Никакие естественные препятствия не убираются и даже не упрощаются.

Именно этот момент побуждает новичков, любителей и профессионалов попробовать трейловые дистанции.

Представьте, что на протяжении 10 км дистанция может быть гладкой и простой, но за поворотом может ждать сюрприз, который подготовила сама природа.

В редких случаях перепады высот на отдельных участках могут достигать нескольких сотен метров. То есть можно спуститься с горы, а после придется бежать вверх 200-300-500 метров. Помимо физической и физиологической подготовки требуется высокий уровень морально волевых сил.

Несмотря на суровые условия забегов правила построения дистанции регламентируются. Так одним из важных пунктов является требование к наличию поверхности под ногами. То есть запрещено прокладывать маршрут через реки и болотистые местности. На протяжении всей трассы спортсмен должен заниматься одним видом деятельности – бежать. В противном случае trail running рискует превратиться в триатлон.

Как и где тренируются трейлраннеры?

Как и в любом виде спорта трейл раннинг требует специальной подготовки, а также особенных условий тренировки. Виды тренировок трейланнера разделяются по продолжительности бега, когда ставится задача бежать на протяжении 1-2 часов без перехода на ходьбу. По расстоянию, когда спортсмену необходимо пробежать дистанцию за любое время, но с важным условием – добежать.

Примерно половина программы тренировок должна проводиться в гористой местности, поскольку трассы имеют большие перепады высот в связи с частым проведением соревнований в горных местностях.

К тому же трейланнер должен иметь большой объем легкий, что эффективно тренируется именно на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Существуют препараты, которые позволяют получить эффект тренировки в горах.

Их действие заключается в искусственном воздействии на легкие, в результате чего дышать становится несколько труднее.

Техника бега для любителей trail running важна по причине возможности сэкономить силы.

Когда дистанция требует больше сил, чем имеется в потенциале, начинаешь задумываться о том, что техника позволила бы экономить немалый запас выносливости.

Поэтому бегуны-экстремалы занимающиеся данным видом спорта обращают особенное внимание на моменты связанные с постановкой стопы и высотой подъема колена.

Виды трейлраннинга

В трейл раннинге существуют разновидности способов преодоления дистанции:

  • Пешком. Такой способ преодоления дистанции широко распространен среди новичков и любителей тяжелых пеших прогулок. По данному виду не проводятся соревнования, но всегда можно найти единомышленников, которые с удовольствием составят компанию.
  • Одиночный трейл раннинг заключается в преодолении дистанции без соревновательного характера. Вариант подходит для тех, кто предпочитает уединиться с природой. Также одиночный вариант почти всегда используется во время тренировки.
  • Спортивный вид характерен соревновательной деятельностью, включает в себя все условия соревнований – наличие старта и финиша, соперников и строгого регламента прохождения дистанции.

Особенности соревнований

Соревнования по трейл раннингу проходят преимущественно в горных местностях. Такие условия позволяют еще больше усложнить прохождение дистанции, поскольку помимо перепадов высот само пребывание в горах вызывает ряд физиологических изменений в организме. Для неподготовленного спортсмена влияние гористой местности может стать решающим фактором успешности соревнований.

Во время прохождения дистанции участники соревнований редко имеют возможность обогнать соперника. Более того, чтобы увидеть ближайшего конкурента придется постараться. Этому способствует сложность препятствий и трасс в целом. Нередки случаи, когда хорошо подготовленный трейлраннер переходил на ходьбу, мог остановиться возле озера и умыться или вовсе полежать на берегу.

Учитывая факт, что дистанция пролегает преимущественно в лесу, трейланнеру необходимо хорошо ориентироваться на местности, чтобы не пришлось пробежать лишние километры.

Принимая во внимание трудности ориентирования при высокой степени утомления, правилами разрешено использование навигаторов. Часто специальные навигационные системы выдают перед стартом.

В худшем случае получите карту местности.

Неприятный момент, но трейл раннинг неудобен для болельщиков и в ходе соревнований никто не поддерживает. Нужна ли поддержка “наевшемуся” препятствиями спортсмену – вопрос открытый. Сектор болельщиков находится на старте и финише.

И здесь стоит упомянуть, что зачастую пришедших посмотреть считанные единицы, в основном тренеры и друзья.

Поэтому trail running имеет мало шансов на попадание в список олимпийских видов спорта, ведь главным девизом олимпиады является зрелищность.

На протяжении дистанции предусмотрены пункты питания каждые 5 км. На каждом из таких пунктов можно получить воду и углеводное питание (энергетический батончик, банан). Иногда особенно учтивые организаторы добавляют в воду небольшую дозу энергетиков, что помогает спортсменам преодолевать дистанцию более комфортно.

Экипировка

Правильность выбора экипировки это не только улучшение потенциального результата, но и гарантия безопасности.

Да-да! Не забывайте, что трейл раннинг проходит в лесистой местности и, учитывая тот факт, что организаторы внимательно изучили дистанцию, вероятность встретить лесного обитателя на своем пути существует (пусть и минимальная). Иногда забеги проходят в вечернее или темное время суток.

Поэтому кроме экипировки стоит поискать отпугиватель животных (не грызунов) и фонарик, который удобно крепится на голову. Также стоит помнить о необходимости питания. В некоторых случаях пайка на пикетах недостаточно, поэтому при себе стоит иметь небольшой рюкзак, в который вместятся бутылка с водой и несколько батончиков.

Одежда в трейле и кроссовом беге имеет полное соответствие. Выбирают, как правило, надежную экипировку, которая позволит коже дышать, а также не порвется при встрече с веткой.

Использование тайтсов выглядит наиболее разумным, поскольку даже самые удобные спортивные штаны могут зацепиться за ветку.

К тому же существуют модели тайтсов, которые служат поддержкой мышц, что особенно актуально при высоком утомлении, когда ноги начинают подкашиваться.

В зависимости от климатических условий рекомендуется иметь ветровку, которая сможет защитить от дождя. Также ветровка обезопасит от царапин при касании жестких поверхностей (коры деревьев, веток). Ветровку можно надеть на старте или положить в рюкзак. Обязателен головной убор, без которого могут даже не допустить к соревнованиям.

Выбор обуви

Выбор кроссовок для trail running является задачей повышенной важности. Если ошибка в выборе обуви при обычной пробежке обернется некомфортным ощущением и плохим результатом, то в данном случае неправильный выбор грозит получением травмы.

Характеристики, которым должна соответствовать обувь для трейл раннинг, заключены в специально разработанных моделях трейловых кроссовок, которые выпускаются ведущими спортивными брендами.

Трейловые кроссовки подразумевают жесткую подошву с глубокими протекторами, которые обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью. Такие кроссовки применяются только в беге по грунту и не рекомендуются к использованию для асфальтных поверхностей. Также особенностью обуви является удержание голеностопа, что позволяет снизить риск получения травмы.

Верхний слой, из которого изготовлены трейловые кроссовки достаточно крепкий и не порвется от случайных касаний с выступающими корнями или ветками. Несмотря на всю надежность, кроссовки легкие и редко превышают вес в 400 грамм.

Отличием трейла от остальных видов бега является более сложная дистанция, необходимость высокого уровня подготовки и мотивации. Если в ближайших планах есть место бегу по суровым условиям природы, то обязательно уделите подготовке должное внимание.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://beguza.ru/trail-running/

Трейлраннинг. Бег по пересеченной местности

Как покорить бездорожье: советы трейлраннеров

Спортивные соревнования не стоят на месте и появляются все новые виды спорта и состязаний. Легкая атлетика не отстает от других видов спорта и включает в себя множество дисциплин, некоторые из которых были добавлены не так давно

В последнее время становится все более популярным бег вне стадиона – различные соревнования на открытой местности. Такие забеги подразделяются на разные уровни сложности в зависимости от ландшафта и рельефа местности трасс. Одним из таких видов бега является трейлраннинг, об особенностях которого и пойдет речь в данной статье.

Что такое трейлраннинг?

Трейлраннингом или трейлом называют бег, который предполагает преодоление дистанций по природному ландшафту. В России данный вид спортивной дисциплины именуют также бегом по бездорожью. Этот вид бега позиционируется не только как соревнование на время, но и как индивидуальная дисциплина.

В последнее время трейлраннинг привлекает к себе все больше внимания, а круг людей, который предпочитает данный вид спорта, становится все шире. Спортсмены всех возрастов, которых называют трейлраннерами, не только состязаются друг с другом, но и проводят многочасовые или даже многодневные тренировки в самостоятельных забегах на природе.

Популярность трейла объясняется тем, что каждый спортсмен может выбрать для себя наиболее комфортную дистанцию и пробежать ее в удобном темпе, попутно наслаждаясь красотой природного ландшафта.

Кроме того, трейл способствует сбросу веса и набору мышечной массы, поскольку во время бега по бездорожью человек задействует больше мышечных групп, а нагрузка на них во время спусков и подъемов происходит с интервалами.

В чем отличие трейлраннинга от других видов бега?

Соревнования по трейлраннингу имеют много общего с другими спортивными дисциплинами, такими как горный бег, кросс и скайраннинг.

Кроссом называют бег по пересеченной местности на заранее огражденной лентами трассе с травяным или земляным покрытием. Горный бег в отличие от кросса имеет более крутые подъемы и меньшую скорость прохождения трассы, которая не отличается подробной разметкой. В горном беге популярны более протяженные дистанции, тогда как в кроссе длина забега составляет от 3 до 12 километров.

Скайраннингом же называют бег по трассе в горной местности, но высота над уровнем моря в этом виде спорта гораздо выше — более 2 тысяч метров.

Отличительной особенностью трейлраннинга от вышеперечисленных легкоатлетических дисциплин является ландшафт, на котором пролегает трасса. Это необязательно горы — в трейлраннинге более существенный акцент делается на природу. Для забегов выбирают различный природный рельеф: холмы, пустыни, леса различной проходимости.

Трасса трейла может проходить по проселочным дорогам, лесным тропам или дорожкам на склонах разной крутизны. Бегуну приходится быть внимательным на подъемах и спусках, следить за положением ног, оббегать кочки, камни, овраги, корни деревьев и заросли кустов.

Техника бега трейлраннера

При подготовке к забегам по бездорожью человеку нужно рассчитывать свои силы, начиная с малых дистанций и не слишком суровых условий погоды. На первых порах нужно максимально обезопасить себя от травм и переутомления.

В начале тренировок забеги не должны превышать 20 минут, а пробегать всю трассу нежелательно – некоторые трудные участки лучше проходить быстрым шагом. Бегать лучше всего через день, постепенно увеличивая время занятий на несколько минут.

Во время бега необходимо держать корпус прямо, руки нужно немного сгибать в локтях, а ноги должны приземляться на пятки с переносом веса на носок.

Ровные участки трассы пробегают с такой же техникой, как и при обычном кроссе, а горки и подъемы преодолевают короткими шагами с более интенсивной работой рук.

Во время спуска нагружаются колени, поэтому стоит обезопасить их эластичным бинтом или специальной одеждой.

Опытные спортсмены-трейлраннеры советуют заниматься комплексными тренировками перед забегами, постепенно нагружая все группы мышц, следить за правильным питанием, скоростным режимом и уделять должное внимание отдыху.

Одежда, обувь и другая экипировка для трейлраннинга

Трейлраннерам для комфортного преодоления дистанции необходима специальная экипировка. Отличие одежды для трейла состоит в особенностях тканей, ее весе, технологии и обработке пошива. Одежда для городского бега не будет лучшим выбором для бега по бездорожью.

Спортсмены зачастую акцентируют внимание на таких деталях экипировки для трейлраннинга:

— компрессионные шорты, лосины или тайтсы;

— тонкая куртка;

рюкзак;

— кроссовки с очень рифленой подошвой;

— головной убор.

Кроме того, потребуются часы для контроля времени, а некоторые форматы соревнований предполагают использование GPS-навигатора, в который загружается промаркированная карта дистанции.

Самым важным элементом одежды бегуна являются кроссовки для трейлраннинга, которые должны обеспечить защиту стопы и должное сцепление с неровной поверхностью при любых погодных условиях. Обувь должна сохранять комфорт при соприкосновении подошвы с мелкими камнями и шероховатостями трассы. Если дистанция предполагает резкое изменение поверхности, то может потребоваться вторая пара обуви.

Куртка должна быть почти невесомой, но одновременно способной защитить от влаги, дождя и иметь защитные карманы. С собой нужно брать рюкзак для трейлраннинга способный вместить все нужные вещи, но при этом его следует заполнять полностью, чтобы он не болтался во время бега.

От солнца или капель дождя бегуна должен защищать головной убор – некоторые спортсмены останавливают выбор на кепке или бейсболке, другие предпочитают бандану либо платок.

Крем от солнца не даст обгореть коже, а очки помогут защитить глаза не только от солнечных лучей, но и от пыли, насекомых или веток.

Также, некоторые спортсмены предпочитают использовать специальные палки для трейлраннинга, которые помогают сохранять равновесие и преодолевать дистанцию.

Поддержание необходимой энергии во время бега по бездорожью нужно поддерживать энергетическими батончиками или гелями, поскольку тяжелые продукты питания нести в рюкзаке не очень комфортно. Также, не нужно забывать про запас воды, если на пути не предвидится природных источников.

Майки и футболки выбирают в зависимости от трассы и личных предпочтений спортсмена, если же бег предстоит в лесу, то необходимо взять одежду с длинным рукавом. В любом случае выбор одежды зависит от сезона, погоды и особенностей дистанции, но всегда следует помнить о том, что экипировка должна обеспечить свободу движений и защитить тело.

Соревнования и рекордсмены трейлраннинга

Трейлраннинг был официально введен в список дисциплин легкой атлетики в 2015 году. В мире ежегодно проводится множество различных соревнований по трейлу, включая многодневные забеги. Проводятся как официальные состязания, регулируемые мировыми и региональными ведомствами, так и забеги, организуемые различными любительскими организациями.

Популярные дистанции для трейла – это 5, 10, 20, 30 км, трейл-марафон длиной 42 км, а также более длинные забеги на сверхмарафонские дистанции.

Самыми известными соревнованиями в мире по трейлу являются Grand Tree и Montrail Ultra Cup в США, Lakeland Trails в Великобритании, Wildcoast Wildrun и Trail Series в ЮАР. Среди многодневных забегов выделяется GORE-TEX Transalpine Run, который проводится в Европе, и недельный сверхмарафон Kalahari Augrabies Extreme длиной 250 км в пустыне Калахари.

Из рекордсменов трейла можно отметить американцев Карла Мельтцера и Скотта Юрека, которые попеременно устанавливали рекорды на забеге Appalachian Trail. Им удалось пройти дистанцию в горной местности длиной свыше 3,5 тысяч километров за 45 и 46 дней соответственно.

На счету другого бегуна Килиана Джорнета множество рекордов трейла. Он является признанным трейлраннером во всем мире и известен рекордами не только в беге по бездорожью, но и в соревнованиях по скайраннингу и многодневных ультрамарафонах.

Заключение

Трейлраннинг привлекает множество людей благодаря уникальному сочетанию спортивной дисциплины и возможности бегуна насладиться природой во время забега. Однако спортсменам, желающим поучаствовать в беге по бездорожью, нужна специальная подготовка, чтобы в полной мере ощутить красоту этого вида спорта без травм и переутомления.

Источник: http://Life4Health.ru/trejlranning-beg-po-peresechennoj-mestnosti/

Trail running: зачем нам бездорожье

Как покорить бездорожье: советы трейлраннеров

Примерно 30% классических городских бегунов-марафонцев начинали свой спортивный путь именно с трейлраннинга. Это те, кто бегал в парке возле дома. Лишь с увеличением дистанций им пришлось переместиться на асфальт, где большинство и проводит основную массу тренировок.

Trail running изначально — это бег по тропам, независимо от того, где они находятся. Фактически, главное требование к таким забегам — максимальная близость к природе и полное исключение асфальта.

Сегодня трейлраннинг включает в себя все виды бездорожья и даже скайраннинг (skyrunning) — исключительно горный бег, не имеющий троп в любом понимании этого слова, но зато имеющий солидные перепады высот и большую вероятность того, что основную часть дистанции (если не всю) новичок будет идти пешком, а ноги будут болеть, как после приседания со штангой.

К слову, начинающим бегунам последнее, что можно рекомендовать — это тренироваться в сложном рельефе. Хорошо начинать бегать в парке по мягкому (в сравнении с асфальтом) грунту, когда нет безопасной техники, но тренировки с подъемами, спусками и разнообразными препятствиями в виде корней и камней — это почти гарантированное травмирование неподготовленного опорно-двигательного аппарата.

Можно сказать, что трейлраннинг — это следующая ступень в эволюции классического марафонца. Нет, конечно, есть и те, кто всю жизнь проводит время на асфальте, непрерывно участвуя во всех крупнейших марафонах планеты, но ровно так же находятся и те, кому это надоедает и появляется стремление к чему-то новому, другому.

Что-то новое и другое в данном случае — это тяга к уединению с природой, отвлечение от шумных городов и большого скопления их обитателей. Для большинства трейловых бегунов их увлечение — это, в первую очередь, своего рода медитация и свежий воздух, а уже потом все остальное, присущее спорту.

Обычный бег в городе по асфальту способен полностью снимать стресс и напряжение, однако трейлраннинг делает это еще до того, как вы начали бежать.

Сам факт выезда на природу — это уже исцеление для городского жителя.

Стоит ли говорить о том, что после хорошего и красивого трейла, все жизненные проблемы просто перестают оказывать на вас какое-то влияние… Да и вообще перестают казаться таковыми.

Дистанции

Дистанции в беге на природе ничем не отличаются от городской классики: есть и 5 км, и 10 км, есть и марафон — 42 км. Но, в отличие от асфальта, марафонская дистанция в 42 километра является средней в трейлраннинге, а наибольшее внимание привлекают к себе ультрамарафоны, то есть все, что более 42 км, вплоть до 100-километровых и 100-мильных супермарафонов.

Сегодня ультрамарафоны и трейлраннинг стали синонимами, поскольку ультра проводятся исключительно в природных условиях, зачастую в диких (пустыня, канадские и сибирские леса, джунгли или заполярье).

Несмотря на то, что на трейловых трассах число желающих их преодолеть увеличивается с каждым годом, общее количество спортсменов все равно в разы меньше, чем на классических марафонах, а учитывая специфику и сложность дистанции, в какой-то момент вы можете обнаружить, что бежите совсем один, и ближайшие атлеты находятся вне зоны видимости, как позади вас, так и спереди.

Экипировка

Когда вы решите уйти с асфальта бегать на природу, вы так же должны быть готовы пополнить свой гардероб новой экипировкой. Требования к ней зависят от характера рельефа, поверхности и, конечно, погодных условий.

Теоретически, для начала нет необходимости покупать специализированные беговые кроссовки от ведущих производителей этого направления, таких, как Salomon, La Sportiva или Inov-8, можно вполне обойтись недорогой моделью из Декатлона Kalenji Ekiden Active Trail — легкие кроссовки для несложных троп без камней и корней, но достаточно выносливые и удобные, с цепкой и не слишком жесткой подошвой.

Все самые известные производители беговых кроссовок (Mizuno, Asics и т. д.) непременно имеют отдельную линейку trail running, поэтому выбрать подходящие под ногу и кошелек вполне возможно.

Покупать что-либо серьезное и шипастое не имеет смысла, потому что первые тренировки должны проходить в более или менее легких условиях на небольшом градиенте, без песка, грязи и камней.

Inov-8

Многие продавцы в магазинах спортивной обуви почему-то считают, что кроссовки для трейлраннинга обязательно должны быть непромокаемыми, снабжены мембранной тканью, типа Gore-Tex (у Саломон своя разработка — Climashield) и другими фишками треккингово-альпинистких ботинок. Это абсолютно не так. Вероятно, сами продавцы не бегают или им надо что-то вам продать подороже и с мембраной.

Никаких гортексов или водостойких тканей в летних кроссовках для трейлраннинга быть не должно. Главное требование к ним — это максимально быстро сохнуть после попадания в очередную лужу или ручей. Никакая мембрана не в состоянии обеспечить быстрый отвод влаги от тела, особенно в том количестве, которое будет у вас в обуви после брода.

Вероятно, вы догадываетесь, что бег с постоянным большим количеством влаги вокруг стоп чреват сильным повреждением кожи. Единственное место, где оправдано применение мембранных тканей — это зимний заполярный трейл.

Многие спортсмены, поклонники минимализма, даже бегают крутые трейлы в кроссовках-барефутах Five Fingers, но это уже фанатизм.

Верхняя одежда зависит от индивидуальных предпочтений, во многом она не отличается от обычной беговой.

Другое дело, что зачастую ветровку приходится брать с собой на трассу, а так же головной убор, перчатки, фляги с водой, питательные батончики и прочую мелочевку, поэтому важен правильный подбор другого элемента экипировки — рюкзака. К счастью, сегодня проблем с выбором нет никаких.

Раскрученные производители рюкзаков устанавливают на свою продукцию весьма высокие цены. Но в Китае можно найти отличные варианты в несколько раз дешевле. При этом качество материалов и пошива довольно высокое, что могу подтвердить лично, протестировав вот такой вариант Tanluhu:

Данный рюкзак оказался очень удобным, легким и перенес уже несколько стирок, нисколько не потеряв своего внешнего вида и структуры.

Отличительная особенность беговых рюкзаков — это максимальная легкость, наличие питьевой системы и крой, похожий на жилет. В общем, они недалеки от велосипедных, как по конструкции, так и по требованиям, только могут иметь дополнительные объемные карманы по бокам для питания и мелочевки и на лямках — для бачков.

Некоторые обходятся поясной сумкой с карманами под фляги, но когда жидкости не хватает, то взять с собой дополнительный объем воды становится проблематично, часть экипировки убрать сложно, да и на поясе удобно нести лишь очень небольшой вес. Зато поясные сумки для бега нередко используют в дополнение к рюкзаку на протяженных и жарких ультрамарафонах.

Но это все относится к ультрамарафонам. Меньшие дистанции вполне можно бегать, принимая воду и питание в буфетах на маршруте, не беря с собой вообще ничего.

Пожалуй, самое главное требование к снаряжению для трейлраннинга — это легкость. Иногда даже в ущерб функциональности. Но сброс каждой сотни грамм — это весомый аргумент, особенно, если речь идет о сверхмарафоне или скайраннинге.

Примерно половина атлетов в горных забегах предпочитает иметь с собой треккинговые палки. Конечно, выбирается самый легкий вариант, максимально компактный в сложенном положении, позволяющий прицепить комплект к стяжкам или к специальному крепежу на рюкзаке при пересечении простых пологих участков.

Тренировки

Те, кто может себе это позволить, навсегда переезжают поближе к природе и к любимым трассам, включая горы, и практически никогда больше не возвращаются на асфальт, тренируясь и выступая исключительно на бездорожье, как наиболее известный и узнаваемый живой бренд ультратрейла Антон Крупичка. Но больший процент атлетов выбирает срединный путь, бегая асфальтовые марафоны и периодически выезжая на трейл.

Прежде чем приступить к тренировкам на тропах, имеющих хоть какую-то неровность, лучше иметь набег на ровной поверхности с хорошей техникой. И даже имея солидный стаж марафонца, переходить на холмы и горы надо примерно так же, как вы начинали свои первые пробежки: очень аккуратно повышая нагрузку, в которой основную лепту теперь будет вносить градиент подъемов.

Понятно, что пробежать по пересеченной местности 10 км — это не то же самое, что пробежать их по ровному асфальту — нагрузка несравнимо больше. Основная проблема здесь кроется в быстрой утомляемости мышц, что быстро может привести к травмам.

Другие слабые места — ахиллово сухожилие, которому приходится несладко на крутых подъемах, и колени, страдающие при неправильных спусках. Остальные напасти поджидают на различного рода препятствиях и неровностях, грозя чисто техническими повреждениями, включая классические вывихи.

Для предотвращения различных травм любители пересеченки еще больше времени посвящают силовой подготовке и СБУ с обязательной работой над стабилизирующими мышцами.

Соревнования

Забеги проводятся абсолютно везде, включая Сахару с ее сложнейшим пустынным Marathon des Sables. Это выходит за рамки не только классического бега, но и за рамки обычного трейлраннинга, поскольку его протяженность — 250 км, которые участники преодолевают за шесть дней.

В песчаных забегах участвует порядка тысячи человек, при этом на разные страны устанавливается квота участников. Организаторы предоставляют трансфер из Парижа до место проведения забега. Трасса меняется каждый год и состоит из шести этапов разной протяженности.

Организаторы регламентируют и выдачу воды участникам. В день выдается 12 литров: утром, на дистанции и вечером. Питание участники обеспечивают сами и несут с собой. Контролируется и снаряжение, носимое в рюкзаке: спальник, свисток, ракетницы, компас, сигнальное зеркало, еда и солевые таблетки.

Однако иконой трейлраннинга стал более молодой Ultra Trail du Mont Blanc — UTMB. В отличие от классических асфальтовых марафонов, на трейлы мирового уровня недостаточно просто подать заявку и оплатить стартовый взнос.

В частности, для того, чтобы пробежаться 170 км вокруг горы Монблан в официальном составе, необходимо перед этим набрать 15 баллов в других соревнованиях, имеющих аттестацию UTMB. Причем, их должно быть не более трех (за два года). Но это тоже не даст вам гарантии на участие: тут уже выбирает жребий.

Это сделано, в первую очередь, для того, чтобы не понижать рейтинг UTMB, а так же для того, чтобы повысить безопасность и не «засорять» старт случайными людьми, которые будут сходить с дистанции после 20 км.

Есть версия и попроще — Marathon Du Mont‑Blanc 80K. Впрочем, проще она только относительно пустыни Сахары или полномасштабного UTMB.

Остальные несколько сотен забегов проводится везде, где красиво, много природы и мало людей, включая, конечно же, Скандинавию, Россию (примерно от Карелии до Камчатки) и даже Тибет. В большинстве из них принять участие настолько же просто, как и в обычном международном марафоне.

Российская Ассоциация трейлраннинга RTRA

RTRA создана совсем недавно, в марте 2017 года, поэтому все находится в процессе развития, включая официальный сайт. Более подробно о целях создания Ассоциации, об учредителях и планах вы можете почитать в журнале Trail-Run.

Источник: https://runiron.com/trail-running/

7 правил, как преодолевать бездорожье – Автоцентр.ua

Как покорить бездорожье: советы трейлраннеров

Разобраться в том, как это сделать и не повредить авто, нам поможет кроссовер Suzuki Vitara S.

Это первый автомобиль японской компании, который официально (!) продается в Украине с турбированным мотором. И со 140-сильным агрегатом Booster Jet он вполне оправдывает буковку S (Sport) в названии.

Впрочем, шансов оказаться на пересеченной местности у Suzuki Vitara S много. Рассмотрим несколько наиболее типичных препятствий, с которыми может столкнуться владелец, когда захочет подъехать к реке, пробраться через лес или добраться на пикник.

Показатели геометрической проходимости у обычной Vitara и спортивной модификации одинаковые. Дорожный просвет в 185 мм достаточный, чтобы при правильном обращении с машиной ее не повредить.

Маневры

Забираясь в лес даже по нормальной дороге, заранее примечайте места, куда можно вернуться для разворота. Если это делать на небольшом пространстве, то есть риск поцарапать машину ветками деревьев или кустов. Если придется заезжать в траву, то предварительно разведайте, не скрываются ли там крупные камни, пеньки или бревна, которые могут повредить машину.

Такие же ловушки могут подстерегать вас в высокой траве на полевых дорожках. Старайтесь осторожно объезжать ямы, корни деревьев и камни, чтобы не повредить элементы рулевого привода, подвески, выхлопной системы и шины. Если не получается, то острые камни уберите с пути или уложите на бок.

Ехать лучше по камням с плоскими вершинами, и съезжайте с них очень аккуратно, чтобы резко не сжать подвеску и не удариться днищем.

Косогоры и овраги

Передний свес обычно у автомобиля длиннее, и бампер висит ниже над землей. Чтобы не упереться им в грунт, переезжать рвы и канавы, забираться на насыпи и косогоры, взбираться на брустверы и съезжать с таких крупных неровностей лучше под углом. Так же следует проезжать и пик горки, чтобы не сесть на брюхо.

Взбираясь в горку, следует плавно нарастить тягу, но как только машина начнет въезжать на вершину, нужно аккуратно убрать газ, чтобы уменьшить инерцию, иначе она плюхнется на днище. А если надо заехать на бруствер, то следует вставить авто параллельно или под минимально возможным углом к препятствию, затем повернуть руль, упершись колесом в препятствие, и аккуратно добавить газу.

Таким образом колесо сразу пойдет вверх и поднимет передний бампер.

Боковой уклон

Сегодня практически все машины не переворачиваются при поперечном крене до 40 градусов. Но страшно становится гораздо раньше. И потому лучше руководствоваться этим ощущением и строить траекторию так, чтобы при риске опрокидывания можно было повернуть колеса в сторону уклона и съехать вниз. Ехать следует по сухой твердой поверхности, чтобы автомобиль не начал сползать.

Брод

Как бы вам ни хотелось с эффектными брызгами и под визг девчонок пролететь по луже, подавите в себе эти порывы. Темные воды могут скрывать неприятные сюрпризы в виде камней, бревен, толстых веток или глубоких ям.

Кроме того, довольно сильный удар воды придется на передний бампер машины. В лучшем случае вы отделаетесь оторванным номером. Еще можете повредить пластиковые элементы отделки или противотуманные фары.

Но не исключено, что высокая волна зальет моторный отсек, попадет в воздухозаборник и мотор схватит гидроудар. Если есть возможность, предварительно разведайте глубину брода и дно.

Правильнее проезжать глубокие лужи только одной стороной машины, но когда этого сделать нельзя, то лучше ехать на низкой «тяговой» передаче, не поднимая передним бампером большую волну, но и не останавливаясь.

Колея

Нырять даже в небольшую колею опасно, так как через несколько метров она может резко углубиться, а выбраться из нее, не поцарапав бампер или не оторвав что-нибудь под днищем, получается не всегда.

В идеале ехать по гребням – колесами одной стороны по центральному, а другой – по боковому.

Если позволяет ширина центрального гребня, то лучше по нему ехать левыми колесами – тогда, если поедет встречная машина, получится разъехаться.

Перед тем как отправляться на штурм очередного препятствия, подумайте о том, сможете ли вы вернуться назад

Скорость

Не увлекайтесь скоростью на пересеченной местности. Когда быстро едешь по неровной дороге, то автомобиль начинает раскачиваться и на сжатии подвески может зацепить бамперами или элементами привода/выхлопа/подвески выступающие помехи или грунт.

Это же произойдет, если слишком оптимистично съезжать с холма на ровную дорогу или проезжать по рытвинам, камням, ямам. Причем когда передний бампер прошел, это не повод радостно давить на газ, иначе под весом машины подвеска резко сожмется и вы ударитесь уже задним бампером.

Это правило справедливо и в городе при съезде с бордюра. Если есть система автоматического спуска с горы, как в нашей Suzuki Vitara S, то стоит ею воспользоваться. Она аккуратно спустит автомобиль даже по скользкому склону, не позволив ему разгоняться или развернуться.

Когда машина оборудована специальными режимами для особых условий движения (по камням, гравию, песку, грязи, снегу), лучше включить нужный. В этом случае электронные системы и силовой агрегат перестроятся на работу по максимально эффективному алгоритму. Например, будут смягчать реакции на педаль газа.

В нашей Suzuki Vitara S система полного привода All Grip имеет четыре режима: Auto, Sport, Snow и Lock. Два последних как раз можно выбрать в соответствующих условиях на бездорожье.

Скользкая поверхность

В дождь или ранним утром, когда земля мокрая от росы, машину может понести по размытой глине или траве, есть риск соскользнуть по корню дерева или с камня.

Поэтому можно использовать навыки движения по льду: ехать на минимальном и ровном газу, мягко обращаться с тормозами, плавно менять траекторию.

При наличии специального режима в таких условиях не забывайте предварительно его включать.

Фото Евгения Сокура

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Розібратися в тому, як це зробити і не пошкодити авто, нам допоможе кросовер Suzuki Vitara S.

Це перший автомобіль японської компанії, який офіційно (!) продається в Україні з турбованим мотором. І з 140-сильним агрегатом Booster Jet він цілком виправдовує букву S (Sport) у назві.

Утім, шансів опинитися на пересіченій місцевості у Suzuki Vitara S багато. Розглянемо кілька найбільш типових перешкод, з якими може зіткнутися власник, коли захоче під’їхати до річки, пробратися через ліс або поїхати на пікнік.

Показники геометричної прохідності у звичайної Vitara і спортивної модифікації однакові. Дорожній просвіт у 185 мм достатній, щоб за умови правльного поводження з машиною її не пошкодити.

Маневри

Забираючись у ліс навіть нормальною дорогою, заздалегідь примічайте місця, куди можна повернутися для розвороту. Якщо це робити на невеликому просторі, існуватиме ризик подряпати машину гілками дерев або кущів. Якщо доведеться заїжджати в траву, то заздалегідь розвідайте, чи не ховаються там великі камені, пеньки або колоди, які можуть пошкодити машину.

Такі самі пастки можуть підстерігати вас у високій траві на польових доріжках. Намагайтеся обережно об’їжджати ями, коріння дерев і каміння, щоб не пошкодити елементи рульового приводу, підвіски, вихлопної системи та шини. Якщо не виходить, то гострі камені приберіть зі шляху або покладіть на бік.

Їхати краще камінням із плоскими вершинами, і з’їжджайте з нього дуже акуратно, щоб різко не стиснути підвіску і не вдаритися днищем.

Косогори та яри

Передній звис зазвичай у автомобіля довший, і бампер висить нижче над землею. Щоб не впертися їм у землю, переїжджати рови і канави, забиратися на насипи й  косогори, підійматися на бруствери та з’їжджати з таких великих нерівностей краще під кутом. Так само слід проїжджати і пік гірки, щоб не сісти на черево.

Піднімаючись угору, слід плавно збільшити тягу, але тільки-но машина почне в’їжджати на вершину, потрібно акуратно прибрати газ, щоб зменшити інерцію, інакше вона плюхнеться на днище. А якщо треба заїхати на бруствер, то слід вставити авто паралельно або під мінімально можливим кутом до перешкоди, потім повернути кермо, впершись колесом у перешкоду, і акуратно додати газу.

Таким чином колесо відразу піде вгору і підніме передній бампер.

Бічний ухил

Нині практично всі машини не перевертаються за поперечного крену до 40 градусів. Але страшно стає набагато раніше. І тому краще керуватися цим відчуттям і розробляти траєкторію так, щоб за умови ризику перекидання можна було повернути колеса в сторону ухилу і з’їхати вниз. Їхати слід сухою твердою поверхнею, щоб автомобіль не почав сповзати.

Брід

Хоч би як вам хотілося з ефектними бризками і під вереск дівчат пролетіти калюжею, стримуйте в собі ці пориви. Темні води можуть приховувати неприємні сюрпризи у вигляді каміння, колод, товстих гілок або глибоких ям.

Крім того, доволі сильний удар води припаде на передній бампер машини. У кращому разі ви відбудетеся відірваним номером. Ще можете пошкодити пластикові елементи оздоблення або протитуманні фари.

Але не виключено, що висока хвиля заллє моторний відсік, потрапить у повітрозабірник і мотор зазнає гідроудару. Якщо є можливість, попередньо розвідайте глибину броду і дно.

Правильніше проїжджати глибокі калюжі тільки однією стороною машини, але якщо цього зробити не можна, то краще їхати на низькій «тяговій» передачі, не піднімаючи переднім бампером великої хвилі, але й не зупиняючись.

Колія

Пірнати навіть в невелику колію небезпечно, бо через кілька метрів вона може різко заглибитися, а вибратися з неї, не подряпавши бампер або не відірвавши що-небудь під днищем, виходить не завжди.

В ідеалі їхати по гребенях – колесами однієї сторони по центральному, а іншої – по боковому.

Якщо дає змогу ширина центрального гребеня, то найкраще їхати лівими колесами – тоді, якщо поїде зустрічна машина, вийде роз’їхатися.

Перед тим як вирушати на штурм чергової перешкоди, подумайте про те, чи зможете ви повернутися назад

Швидкість

Не захоплюйтеся швидкістю на пересіченій місцевості. Коли швидко їдеш нерівною дорогою, то автомобіль починає розгойдуватися і на стискання підвіски може зачепити бамперами або елементами приводу/вихлопу/підвіски перешкоди, що виступають або грунт.

Це саме станеться, якщо занадто оптимістично з’їжджати з гори на рівну дорогу або проїжджати вибоїни, каміння, ями. Причому якщо передній бампер пройшов, це не привід радісно давити на газ, інакше під вагою машини підвіска різко стиснеться і ви вдаритеся вже заднім бампером.

Це правило справедливе і в місті під час з’їзду з бордюру. Якщо є система автоматичного спуску з гори, як у нашій Suzuki Vitara S, то варто нею скористатися. Вона акуратно спустить автомобіль навіть слизьким схилом, не давши змоги йому розігнатися або розвернутися.

Коли машина обладнана спеціальними режимами для особливих умов руху (камінням, гравієм, піском, брудом, снігом), краще ввімкнути потрібний. У цьому разі електронні системи і силовий агрегат перелаштуються на роботу в максимально ефективному алгоритмі. Наприклад, будуть пом’якшувати реакції на педаль газу.

У нашій Suzuki Vitara S система повного приводу All Grip має чотири режими: Auto, Sport, Snow та Lock. Два останніх можна обрати у відповідних умовах на бездоріжжі.

Слизька поверхня

У дощ або рано вранці, коли земля мокра від роси, машину може понести через розмиту глину або траву, є ризик зісковзнути з кореня дерева або з каменю. Тому можна використовувати навички руху кригою: їхати на мінімальному та рівному газу, м’яко поводитися з гальмами, плавно змінювати траєкторію. За наявності спеціального режиму в таких умовах не забувайте попередньо його вмикати.

Фото Євгена Сокура

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://www.autocentre.ua/opyt/poleznye-sovety/7-pravil-kak-preodolevat-bezdorozhe-300378.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.