Как научиться чему-то новому: 3 метода

Содержание

Как научиться чему-то новому в сознательном возрасте

Как научиться чему-то новому: 3 метода

Не секрет, что детям и подросткам учёба даётся легче, чем взрослым. Всё дело в том, что их мозг более открыт новому опыту и знаниям. Ведь задача молодого организма, заложенная в него природой, как раз и состоит в том, чтобы развиваться и накапливать опыт.

Период в жизни человека, когда он легче всего усваивает информацию и развивает навыки, называется сензитивным. Плохие новости: скорее всего, у вас он уже закончился. Например, речевые способности лучше всего развиваются в возрасте до 6 лет, согласно мнению известного педагога Марии Монтессори.

С течением времени активность мозга снижается, и с этим ничего не поделаешь. Мозговые процессы, связанные с запоминанием больших объёмов информации и концентрацией внимания, не прекращаются, но существенно замедляются.

Хорошие новости: это всё равно не помешает вам получать новые навыки.

Отсутствие мотивации

Существуют не только биологические, но и чисто психологические причины того, что взрослым сложнее взяться за незнакомое дело.

У людей в возрасте существует предрасположенность психологически зацикливаться на прошлом как на некотором идеале, который может являться примером для всех остальных. Часто при этом говорят: «В наше время делали вот так».

Сергей Иванов, психолог.

К определённому моменту человек достигает уровня знаний, необходимого ему для жизни, получает стабильную работу… и у него просто пропадают причины учиться чему-то новому. Обучение становится опцией — полезной, но не жизненно необходимой.

Противодействие окружения

Нередко палки в колёса нам ставят наши же близкие.

Безусловно, одна из причин отсутствия стимула к обучению в зрелом возрасте — это проявление возрастной дискриминации. Она у нас процветает отчасти потому, что достаточно много людей покорно следуют подобным ложным установкам: «Поздно начинать», «Мы уже никому не нужны», «Разве теперь что-то изменишь?».

Галина Лифшиц-Артемьева, писательница, психотерапевт.

Страх всего нового

С возрастом может не только пропасть интерес к саморазвитию, но даже появиться страх перед ним. Дети и подростки не стесняются задавать вопросы и не боятся показаться некомпетентными. Взрослые же привыкли чувствовать себя уверенно в своей профессиональной области. Выходя за её пределы, они нередко чувствуют себя глупо. А это провоцирует желание поскорее вернуться в зону комфорта.

Финансовое положение

Большинство возрастного населения в России дискриминировано по уровню среднего заработка и в связи с этим зачастую относится к нижним стратам социальных классов. Это также может являться составляющей нежелания или невозможности развиваться и обучаться в профессиональном плане.

Сергей Иванов, психолог.

Действительно, как показывают опросы, россияне, которым из-за кризиса стало недоставать денег, предпочитают экономить, а не искать подработку или проходить курсы переквалификации. Только около 16% опрошенных находят способы увеличить доход, а не сокращают расходы.

Вывод: чем более человек стеснён в средствах, тем меньше у него возможностей научиться чему-то новому, особенно если это не связано напрямую с заработком. Если все силы уходят на то, чтобы прокормиться, некогда думать о том, что вы когда-то мечтали играть на скрипке.

Понять, что не всё так плохо

Хотя взрослые, как правило, учатся медленнее, чем дети, это не значит, что они вообще необучаемы. Постоянное обновление багажа знаний само по себе помогает держать мозг в тонусе. Чем активнее человек учится, тем легче это ему даётся.

У взрослых в этом плане даже есть некоторое преимущество перед детьми: им помогают накопленный жизненный опыт, знания и словарный запас, что особенно важно, например, в изучении языков. Кроме того, в сознательном возрасте мы учимся чему-то, потому что осознаём важность этого, а не из страха получить двойку. А это добавляет мотивации.

Понять, зачем это нужно

Прежде чем приняться за освоение нового навыка, нужно ответить себе на вопрос: «А собственно, зачем?» Если веской причины вы не придумаете, будет большой соблазн бросить всё на полпути. Вот только некоторые из возможных ответов:

  • Я стану более продуктивным на работе.
  • Это позволит мне получать больше удовольствия от отдыха.
  • Это сэкономит мне время и силы.
  • Это даст мне возможность найти подработку в случае кризиса.
  • Это улучшит мои карьерные перспективы.

Начать

Это может прозвучать банально, но, чтобы начать учиться чему-то новому, нужно просто на это решиться. Если предчувствуете, что будете лениться, лучше не выбирать самостоятельный способ обучения, а записаться на курсы, к личному тренеру или репетитору. Наличие дедлайнов и обязательства перед конкретным человеком добавят вам самодисциплины.

Надо менять собственные установки. Мало ли кто и что говорит! Вам надо, вам интересно — беритесь за дело! При таком настрое всё получится.

Сейчас, к счастью, существует огромное количество учебных заведений, в которых могут получать дополнительное образование люди любого возраста (как и любых физических возможностей).

Когда расширяешь рамки своего мира, появляется большой стимул жить и быть полезным, улучшается качество жизни.

Галина Лифшиц-Артемьева, писательница, психотерапевт.

Источник: https://lifehacker.ru/kak-nauchitsya-chemu-to-novomu/

Метод 3×3: пошаговая инструкция создания новой привычки

Как научиться чему-то новому: 3 метода

Почему у нас чаще всего не получается создать новую привычку?

Потому что мы бросаем.

Через пару дней. Или через неделю. Или через месяц.

Сначала все идет неплохо. А потом вдруг случился неудачный день, или усталость навалилась, или как-то скучно стало – и все, кончилась привычка, не успев даже родиться.

У меня раньше так чаще всего и случалось. Поэтому мне пришлось придумать метод, чтобы не бросать на самом интересном месте, а доводить привычку до победного конца.

Этот «Метод 3×3» оказался прост и эффективен. Попробуйте – вдруг вам он поможет так же, как помогает мне.

Вот его суть в одной таблице:

А теперь – подробнее:

I. Создаем План

Есть ли у вас план, мистер Фикс? У меня всегда есть ПЛАН…

Часто мы беремся за привычку, совсем не подготовившись. А вот напрасно. Даже плохой план лучше, чем его отсутствие. План показывает, что мы хотим получить, какие подвохи нас ожидают и как их избежать. Его всегда можно изменить, улучшить и дополнить. Если есть план – вероятность достичь цели намного выше.

1. Проблема, которая грызет нам душу – и цель, которую хотим достичь.

1) У нас есть проблема, которая мешает нам жить счастливо.
2) У нас есть наша личная история:

  • как нам удавалось решить похожие проблемы?
  • некоторые мы решаем легко и просто, некоторые с огромным трудом.
  • у каждого – свое слабое место, то, что не получается.
  • их решение потребует больше времени и внимания.

3) У нас есть цель – чего мы хотим достичь с помощью этой привычки. Вот ее и надо записать. Она напомнит нам в трудный день – зачем мы начали все это. И куда хотим попасть.

Какую именно проблему поможет решить новая привычка? И какой цели мы хотим достичь на самом деле?

Есть две причины поведения. Первая — настоящая, и вторая — которая хорошо звучит.

Например, вы хотите начать медитировать – зачем? Чтобы стать спокойнее и уравновешеннее? Лучше концентрироваться и быстрее справляться с работой? Перестать срываться на близких по пустякам? Уменьшить стресс? Чувствовать себя счастливее? Повысить свою креативность? Научиться расслабляться и уменьшить хроническую боль? Или чтобы достичь трансцендентальных откровений?

Или зачем вы хотите ходить в тренажерный зал? Чтобы похудеть? Стать сильнее? Найти друга?  Получить более красивое тело? Дать мозгу отдохнуть от напряженной работы и повысить его продуктивность? Снять напряжение? Получить дозу эндорфинов?

Когда вы ясно поймете, зачем вы хотите создать эту привычку – вы  найдете и время, и силы. Если вы найдете свое «зачем» — это уже половина успеха.

Задание:1) Записываем проблему, от которой избавиться.

2) И цель – что мы хотим получить.

2. 10 вариантов привычки – которая приведет к нужной цели.

Как можно достичь этой нужной вам цели?
1) Записываем 10 вариантов привычки, которую можно попробовать.

К каждой цели ведут несколько путей. Верно это и для привычек. Например, если вы решили завести привычку медитировать – вы можете выбрать сотни, тысячи разных способов.

Дайте волю фантазии, пусть мысль оторвется от земли ненадолго и полетает. Запишите 10 вариантов, и нестрашно, если некоторые из них слегка странные или немного дикие.

Налейте себе чашечку кофе (или что вы там употребляете) – и:

2) выберите один вариант – тот, который вам нравится больше всего.

Большой плюс системы 3×3 – позже вы можете попробовать другой вариант, и выбрать такой, который:

3. 3 компонента петли привычки и секретный ингредиент.

Триггер – действие – вознаграждение (подробнее — как создаются привычки).

  • Записать – какой именно триггер.
  • Действие – что конкретно вы будете делать.
  • Вознаграждение. Катастрофически недооценивают (иногда даже не думают или не знают про него). Но без него привычки не будет.

Дополнительно: выбрать и записать секретный ингредиент – новое ключевое убеждение.

II. Реализация привычки – действие

1. Петля привычки – записываем 3 варианта рутины. 

  • нормальный,
  • упрощенный,
  • особый (специальный).

Например, если я вырабатываю привычку медитировать:
1) Нормальный вариант – 10 минут утром.2) Упрощенный – 5 минут или даже 2 минуты.

3) Особый (специальный): когда совсем нет времени и сил – просто остановиться, прикрыть глаза, и сделать несколько глубоких спокойных вдохов и выдохов. Пока заваривается чай ;).

Источник: http://insitory.ru/metod-3x3.html

Чему можно научиться за неделю: 24 навыка, которые можно освоить за 7 дней

Как научиться чему-то новому: 3 метода

Алена Лепилина

Думаете, семь дней слишком маленький срок для того, чтобы освоить что-то новенькое? Я тоже так считала, пока мы не собрались контент-десантом и не вспомнили, чему удавалось за неделю научиться каждому из нас. Хотя б разок. Получился немаленький список. Просматривайте, выбирайте занятия по душе и действуйте, конечно.

1. Выучить алфавит иностранного языка

Выделяя каждый день 10-20 минут на то, чтобы заучивать и повторять алфавит какого-нибудь языка — суахили, французского или болгарского, — за неделю можно выучить его назубок.

2. Научиться играть одну песню на укулеле

Доказано Сергеем Капличным. Укулеле — гавайский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую гитару. И освоить его получится даже у того, кто далек от музыки, но близок к медведям, имеющим обыкновение наступать на уши кому попало. Простенькую мелодию сыграете уже через неделю.

3. Рассказывать о себе на испанском

А это в «копилку идей» положила Таня Бурцева. Всего за неделю она научилась вполне себе сносно рассказывать о себе на испанском: «Привет! Как дела? Меня зовут Таня. Мне 29. Я из России, а ты? Мне нравится путешествовать и я очень люблю спать. А еще у меня есть две кошки».

Вернее, так. Hola. ¿Cómo estás? Me llamo Tanya. Tengo 29 años. Soy de Rusia. Y tu? Me gusta viajar y me gusta mucho dormir. Tengo dos gatos.

4. Сделать настоящий видеоролик

Если вы не представляли себя оператором и монтажером видео даже в самых залихватских мечтах, пора действовать. Невозможное возможно — это правда.

Совершенно не умея — сначала — обращаться с «мувимейкерами» и прочими программами с не менее страшными названиями, в этом году видеоролики сделали Сергей Капличный, Лариса Парфентьева и Таня Бурцева.

Не пожалейте десяти минут, чтобы посмотреть, как клево у них вышло.

5. Ездить на велосипеде без рук

Конечно, если умеете ездить с руками

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/07/27/chemu-mozhno-nauchitsya-za-nedelyu-23-navyka-kotorye-mozhno-osvoit-za-7-dnej/

Как быстро научиться чему угодно: 6 главных правил

Как научиться чему-то новому: 3 метода

Ученые много лет изучают, как ускорить усвоение новых знаний. Несколько советов на эту тему вывел Шон Ким, автор Entrepreneur.

Как было бы здорово знать испанский три года назад… Как здорово было бы понимать в инвестировании, когда мне было только двадцать лет…

Если бы.

Многие из нас хотели бы уметь гораздо больше, чем позволяет нам время. А поскольку в онлайне полно информации, нам хочется все время осваивать что-то новое. И значит, единственная переменная, которую мы в состоянии контролировать — это время, которое мы тратим на обучение.

Ученые уже много лет изучают, как ускорить усвоение новых знаний. Вот самые фундаментальные из этих правил, которые помогут быстро изучить что угодно, от нового языка до деловых навыков или игры на музыкальных инструментах.

1. Не изобретайте велосипед

Когда нам предстоит освоить что-то новое, мы часто пытаемся сделать это в одиночку и недооцениваем, сколько времени и усилий можно сэкономить, если попросить о помощи человека, уже изучившего эту тему или навык. Вспомните, как вы сами изучали что-то.

Сначала было трудно, но через несколько лет или даже месяцев вы понимаете, что делали не так, и можете посоветовать другу избежать таких ошибок. Поэтому консультируйтесь с ведущими специалистами в нужной вам области и используйте тот путь, которым они шли к успеху.

И не обязательно советоваться лично — если у вас нет подходящих знакомых, читайте книги, блоги, смотрите видео в сети. «Хорошие художники копируют, — говорил Пабло Пикассо. — Великие художники воруют».

2. Расчлените навык

Это еще один лайфхак в плане обучения. Разделите нужный вам навык на самые фундаментальные части. Выберите из них самое важное — чему нужно научиться в первую очередь. Как мы помним из принципа Парето, 80 процентов результатов достигаются благодаря 20 процентам усилий. И это можно применить в любой области — в бизнесе, в оценке персонала, в оценке счастья или качества турпоездок.

Такой подход позволяет понять, что успех в любой области жизни — в том числе в обучении — на самом деле зависит от нескольких конкретных вещей. Соответственно, наша задача — выделить те 20%, которые дадут нам 80% результата. Эксперты по скоростному обучению уже взяли этот прием на вооружение.

Например, Джош Кауфман в своем выступлении на конференции TED говорит, что вовсе не нужно учиться 10 тысяч часов, чтобы освоить какой-то навык. Лучше сделать упор на первые 20 часов и выучить самые важные базовые составляющие нужного ремесла, которые позволяют уложиться в такое время.

Исследования в области моторных и когнитивных навыков показывают, что первые несколько часов обучения всегда приносят самые радикальные успехи.

3. Откажитесь от многозадачности

Мы проверяем почту каждые десять минут, все время заглядываем в ленту Instagram или часто делаем перерывы, чтобы поболтать с коллегами. Это одно из главных препятствий для быстрого обучения.

Подумайте о своем компьютере. Когда у вас в браузере открыто 20-30 разных вкладок, он начинает притормаживать, и новые действия отнимают все больше времени.

Исследования показали, что когда мы отвлекаемся, нужно в среднем 25 минут, чтобы снова сосредоточиться на задаче.

А при этом, как показывает одно исследование Калифорнийского университета, средний работник прилагает усилия лишь 11 минут — и затем начинает отвлекаться.

Это касается и долгосрочной концентрации. Многие из нас не способны потратить 6-12 (а то и больше) месяцев на освоение нового навыка из-за постоянно появляющихся новых проектов, идей или хобби. И когда мы решаем переключиться на что-то еще, гораздо труднее найти в себе прежний интерес и мотивацию, чтобы вернуться к предыдущему навыку.

Поэтому, как только вы «вычленили» базовые элементы навыка, которые дадут вам максимальный результат, фокусируйтесь только на их совершенствовании и не беритесь за освоение каких бы то ни было других новых предметов, пока не овладеете ими.

4. Повторяйте, повторяйте, повторяйте

Это вызывает больше всего трудностей у большинства людей. Многие из нас не хотят и слышать о том, что быстрое обучение чему-то требует практики.

Оно требует регулярности и настойчивости в репетиции одного и того же навыка снова и снова, до той стадии, пока вы не начинаете делать это подсознательно, не задумываясь.

Ведущие специалисты во многих областях действуют именно так, но мало говорят об этом, потому что делать упор на повторение — это как-то невесело. Но именно такая практика обеспечивает мастерское владение навыками, а вовсе не какие-то врожденные таланты.

5. Добивайтесь обратной связи — и немедленно

В 1960 году, когда «Битлз» были еще никому не известным школьным ансамблем, они поехали в Гамбург и играли там в местных клубах. Платили там мало. Звук был ужасный. Аудитории было на них плевать.

Так что же «Битлз» получили благодаря Гамбургу? Многочасовые концерты нон-стоп, практика и немедленная обратная связь, которая вынуждала их становиться все лучше и лучше. Это одна из ключевых составляющих успеха «Битлз», писал Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры».

Они практиковались не просто ради практики — они стремились играть перед аудиторией, которая сразу выдаст им свою критику и свое мнение. И чем лучше они играли, тем больше возможностей они получали для такого фидбека.

В 1962 году они играли по восемь часов за вечер семь дней в неделю. К 1964-му, когда они стали международными звездами, «Битлз» отыграли вместе уже больше 1200 концертов. Сегодня большинство групп за всю свою жизнь не успевают сыграть 1200 раз.

6. Рассчитывайте на длинную дистанцию

К сожалению, большинство из нас бросают новые проекты во время того, что Сет Годин называет «спадом», или даже до того. Годин говорит, что хотя в некоторых случаях важно вовремя закончить проект, многие потенциальные победители не добиваются успеха лишь потому, что они бросают его слишком рано. Вот как это происходит:

— у вас кончается время (и вы бросаете);

— у вас кончаются деньги (и вы бросаете);

— вам становится страшно (и вы бросаете);

— вы несерьезно к этому относитесь (и вы бросаете);

— вы теряете интерес (и бросаете).

Психологи также описывают «цикл перехода»: это цикл, который мы проходим во время перемен или каких-то новых событий. Сначала мы испытываем эйфорию от новизны. Именно поэтому мы так подсаживаемся на уведомления из соцсетей, потому что каждый раз происходит выброс дофамина.

Но как только эта фаза «медового месяца» заканчивается, мы наталкиваемся на «спад», наш прогресс начинает тормозить. Вот тогда большинство из нас и бросают новое дело. Это очень важно: если вы можете предвидеть заранее этот спад, когда осваиваете что-то новое, с ним гораздо легче бороться.

И еще важнее вот что: те, кто достаточно упорен, чтобы преодолеть спад, в состоянии оседлать новую волну, которая ждет на той стороне.

Итак, главные правила:

— Повторяйте за экспертами, не изобретайте велосипед.  

— Выделите элементы навыка, которые приносят 80% успеха.

— Забудьте о многозадачности.

— Репетируйте, репетируйте, репетируйте! И ищите обратную связь.   

— Играйте вдолгую и помните о спаде.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Источник: https://ideanomics.ru/articles/4854

Шесть способов научиться быстрее усваивать новые знания — Офтоп на vc.ru

Как научиться чему-то новому: 3 метода

Перевод заметки о том, как заставить мозг учиться быстрее.

Издание «Идеономика» опубликовало перевод заметки издания FastCompany, в которой рассказывается, как задействовать свои способности к обучению на полную мощность.

Когда вы быстро учитесь, это дает вам большое конкурентное преимущество. Как доказывает наука, есть шесть способов, которые помогают учиться и запоминать новые знания быстрее.

Учите других (или просто притворяйтесь)

Если вы вообразите, что вам нужно объяснить кому-то другому тот материал, изучением которого вы сейчас занимаетесь, это позволит вам быстрее запомнить больше информации, говорится в исследовании ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Один из соавторов исследования Джон Нестойко пишет: «Когда учителя готовятся преподавать, они обычно ищут ключевые мысли и организуют информацию, придавая ей внятную структуру. Наши результаты показывают, что студенты также начинают применять такие методики эффективного обучения, если они думают, что им предстоит преподавать этот материал».

Отводите на обучение короткие отрезки времени

Исследователи из Луизианского университета советуют отводить на изучение нового материала по 30-50 минут. Более коротких отрезков времени может быть недостаточно, а за 50 минут мозг устанет беспрерывно воспринимать новую информацию, считают эксперты.

Они также советуют делать короткие перерывы длиной 5-10 минут, а специалист по образованию Нил Старр предлагает проводить короткие сеансы обучения в любую свободную минуту: например, делать небольшие карточки с описанием предмета изучения и периодически браться за них, когда у вас выдается перерыв.

Исследователи Принстонского и Калифорнийского университетов обнаружили, что студенты активнее слушают и лучше распознают важную информацию, когда делают записи от руки. А у тех, кто ведёт заметки на компьютере, записи превращаются в бездумную стенограмму, к тому же, люди за компьютерами чаще отвлекаются, отмечают эксперты.

Профессор Принстонского университета Пэм Мюллер пишет, что те, кто печатают, а не записывают информацию, хуже справляются с концептуальными вопросами: они обычно склонны дословно записывать лекции вместо того, чтобы обрабатывать информацию и формулировать её своими словами. Это плохо сказывается на результатах, заключает она.

Растягивайте освоение материала

Это может показаться парадоксальным, но мы учимся быстрее, когда распределяем, растягиваем обучение. Автор книги How We Learn Бенедикт Кэри сравнивает обучение с поливом лужайки. «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если вы будете делать это трижды в неделю, газон будет зеленее», — пишет автор.

Чтобы хорошо запомнить материал, лучше всего повторять его через день-два после того, как вы в первый раз с ним ознакомились. «Есть теория, — говорит Кэри, — что если вы пытаетесь изучить что-то быстро, мозг уделяет учебе меньше внимания. Если же вы повторяете информацию через несколько дней или неделю, а не сразу, это посылает ему сигнал, что информацию все-таки надо запомнить».

Не бойтесь подремать

Чтобы запоминать выученное, важно периодически «отключаться». Как показывает исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, сон в перерывах между занятиями помогает лучше запоминать материал. В эксперименте, проведенном во Франции, участников научили переводить 16 французских слов на суахили в течение двух занятий.

Участники из одной группы учились сначала утром, а потом вечером того же дня, а участники из второй группы учились вечером, затем спали, а утром приходили на второе занятие. Те, кто спал, смогли вспомнить в среднем по 10 из 16 слов, а «неспящая группа» вспомнила только 7,5.

«Это показывает, что встраивать сон в процесс обучения вдвойне полезно: это сокращает время, которое у вас уйдет на повторное освоение материала, и помогает помнить материал дольше, — пишет автор исследования, психолог Лионского университета Стефани Мазза. — Предыдущие исследования показывали, что спать после уроков полезно, а теперь мы видим, что еще лучше — спать между двумя занятиями».

Практикуйтесь по-разному

Когда вы осваиваете новые навыки, полезно менять подход к их тренировке, пишут исследователи из Университета Джонса Хопкинса: это помогает учиться быстрее.

В их эксперименте участники должны были освоить задачу на компьютере, и те, кто во время второго занятия пользовался другой, модифицированной методикой, в итоге выступили лучше, чем те, кто во второй раз применяли тот же самый метод.

Как пишет руководитель исследования Пабло Селник, лучше хотя бы слегка модифицировать свой подход к обучению на разных занятиях, чем практиковаться совершенно одинаково несколько раз подряд.

  • «В чем ваша слабость?» Как отвечать на самый каверзный вопрос рекрутеров.
  • «Двигайся быстро и ломай»: школьная революция от Салмана Хана
  • «Дружите с теми, кто лучше вас!»: совет Ричарда Брэнсона.

Источник: https://vc.ru/flood/31401-shest-sposobov-nauchitsya-bystree-usvaivat-novye-znaniya

Как научиться чему угодно

Как научиться чему-то новому: 3 метода

Лео Бабаута, один из самых известных блогеров, создатель портала Zen Habits и автор книги «Как перестать откладывать жизнь на потом», о том, что мешает нам учиться и как преодолеть эти препятствия.

Поскольку мне нравится учиться новому, я пытаюсь сделать процесс обучения максимально эффективным. Однако я постоянно сталкиваюсь с четырьмя большими проблемами.

1. Подавленность

Чем больше вы узнаете, тем большему вам предстоит научиться. Новичок не понимает, как много ему предстоит узнать, но когда вы начинаете изучать какой-то предмет, перед вами открываются новые неизведанные территории. Когда вы покорите эти области, вас будут ждать другие, еще больше прежних. Все это может вызвать ощущение подавленности, и многие в итоге бросают учебу.

2. Неудачи

Если вы учитесь играть в шахматы, то поначалу будете много проигрывать. Потом вы станете играть лучше, и все равно продолжите много проигрывать.

На самом деле, каких бы успехов вы ни добились, скорее всего, вы все равно будете очень много проигрывать.

Это относится не только к играм, но и к изучению языков и других предметов или развитию физических навыков — вы часто будете терпеть неудачи.

Процесс обучения можно организовать так, что вы редко будете в проигрыше, но тогда вы мало чему научитесь.

3. Отсутствие развития

В своих мечтах вы учитесь всему с головокружительной скоростью, загружая новые знания и умения непосредственно в мозг, как в «Матрице». В реальности, к сожалению, это так не работает.

Вы читаете кучу книг, упражняетесь до изнеможения, а прогресс зачастую едва заметен. Кажется, что другие учатся всему вдвое быстрее. Иногда создается впечатление, что вы вообще ничему не научились.

От этого хочется опустить руки.

4. Неуверенность в себе

Как правило, людям не нравится ощущать неуверенность. Мы избегаем этого чувства, боимся его, раздражаемся и теряем веру в свои силы. Но когда вы пытаетесь научиться чему-то новому, вам не уйти от этой проблемы.

Вы все время что-то забываете, ничего не понимаете, а когда вам кажется, что наконец что-то усвоили и применяете это на практике, то выясняется, что так ничего не поняли.

Возникает чувство неуверенности в себе, и многие из-за этого опускают руки.

Итак, все мы хотим научиться чему-то новому — выучить язык, освоить программирование, развить физические навыки, изучить историю или математику, научиться хорошо писать или играть в какие-то игры и так далее. Но на нашем пути встают эти четыре проблемы.

Вот четыре совета, как преодолеть эти трудности, чтобы научиться всему, что хочется узнать.

1. Фокусируйтесь на ближайшей цели

Действительно, вам предстоит многому научиться, и от этого может возникнуть ощущение подавленности. Но это относится не только к новому знанию, но и ко всей жизни — есть столько всего, что можно увидеть и сделать, что никому не под силу успеть все. Двигаться к цели можно только шаг за шагом.

Поэтому надо фокусировать свое внимание не на всех тех неизведанных территориях, которые предстоит покорить, а на том, что находится перед глазами.

Какой небольшой участок вы готовы изучить прямо сейчас?

Какой ближайшей цели можете достичь? Какую малую область исследовать?

Забудьте на время обо всех огромных неизученных территориях, пусть весь мир подождет, сосредоточьтесь на том, что находится прямо перед вами. Изучите только этот объект. Шаг за шагом, день за днем, в итоге вы сможете узнать очень много.

2. Извлекайте уроки из неудач

Вы смотрели видео, где показано, как ходит Deepmind AI? Самое удивительное, что всему этому он научился методом проб и ошибок. Каждая ошибка служила ему уроком.

Люди учатся точно так же. Вы не поймете, научились ли чему-нибудь, пока не попробуете это на практике. Вы никогда по-настоящему ничему не научитесь, пока не потерпите несколько неудач.

Мы все учились ходить таким же образом, спотыкаясь и падая, пока не приобрели необходимый навык. Точно так же мы научились говорить, держать в руке ложку и т.д.

Да, у нас было преимущество: мы видели, как это правильно делается. Но нам все равно пришлось сделать много попыток и испытать немало неудач, пока мы не научились делать все правильно.

К сожалению, в какой-то момент люди начинают бояться неудач, и этот страх мешает. На самом деле, процесс обучения построен на ошибках. Каждое поражение в шахматах, каждое падение при попытке сделать обратное сальто — все это ценные уроки.

Поэтому вместо того, чтобы переживать из-за поражений, извлекайте из них пользу. Неудача — это урок, возможность стать лучше, мудрый старый учитель, говорящий нам, куда именно нужно прикладывать больше усилий.

Когда вы потерпите неудачу, улыбнитесь и поблагодарите за урок.

3. Получайте удовольствие от процесса обучения

Обидно, когда мы не добиваемся большого прогресса в учебе, когда процесс идет слишком медленно. Мы хотим как можно скорее добраться до уровня «эксперт» или хотя бы «продвинутый начинающий», и если на это уходит в пять раз больше времени, чем ожидалось, хочется опустить руки.

Бороться с этим можно так: забудьте о прогрессе и получайте удовольствие от процесса.

Представьте, что вы пошли в поход, чтобы попасть в очень красивое место, но путешествие затягивается, и вам хочется на все плюнуть и вернуться. Чтобы избавиться от этого ощущения, надо кайфовать от путешествия как такового.

Наслаждайтесь пейзажем, получайте удовольствие от преодоления нагрузок, радуйтесь каждому шагу.

Также и в процессе обучения — надо концентрироваться не на конечной цели, а наслаждаться моментом. Надо быть благодарным за то, чего вы смогли добиться и за то, что у вас вообще есть возможность чему-то научиться.

Как только вы начинаете переживать из-за того, что не добиваетесь большого прогресса, нужно переключать свое внимание на ближайшие цели.

4. Научитесь получать удовольствие от неуверенности в своих силах

На мой взгляд, самая большая проблема, возникающая, когда вы учитесь чему-то новому или оказываетесь в незнакомом месте, — чувство неуверенности в себе.

Приложив усилия, можно изменить свое отношение к этой проблеме. Научитесь испытывать удовольствие от того, что оказались на неизвестной территории, где нет твердой почвы под ногами и не все находится под вашим контролем. Звучит странно, но это возможно.

Рассмотрим несколько примеров:

  • Вы учитесь играть в го, и сыграли несколько первых партий. Вы все время проигрываете, понятия не имеете о том, как ходить, и переживаете, что каждый поставленный вами камень — большая ошибка. Это зона неуверенности. Можете ли вы получить удовольствие от процесса, когда не знаете, к чему вас приведет следующий ход? Разве вам не интересно, что случится, когда вы выложите свой камень? Воспринимайте это как замечательную возможность поэкспериментировать, попробовать что-то новое, просто порадоваться игре.
  • Если вы учите новый язык, вы можете испытывать страх перед тем, чтобы начать говорить, потому что не знаете, как правильно построить фразу (зона неуверенности). Но если вы не заговорите, то так никогда и не научитесь. Поэтому вместо того, чтобы бояться этого ощущения неуверенности, бросайтесь в омут с головой. Лучше быть идиотом, который хочет чему-то научиться, чем трусом, который никогда не научится ничему новому. Это как прыгать и размахивать руками на дискотеке — получайте удовольствие и не думайте о том, что выглядите глупо. Так же и с изучением нового языка — пробуйте говорить, ошибайтесь и наслаждайтесь ситуацией.
  • Когда вы учитесь музыке, то поначалу играете мелодии только по нотам, потому что следовать написанным инструкциям просто. Однако чтобы стать музыкантом, вам придется в какой-то момент отложить ноты и импровизировать. Когда вы перестаете слепо следовать чужим инструкциям и начинаете играть что-то свое, сочиняя музыку по ходу импровизации, — вот тогда вы действительно чему-то учитесь. Конечно, вы будете чувствовать себя неуверенно, и музыка, скорее всего, будет паршивой. Ну и что? Получайте удовольствие и придумывайте что-то свое. Получайте наслаждение от творческого процесса и чувства неуверенности.

Итак, неуверенность в себе может стать источником удовольствия, если относиться к этому как к игре. Воспринимайте ее как часть творчества, обучения, эксперимента, чего-то нового и любопытного. В этом заключается смелость.

Будьте смелыми и отправляйтесь в зону неуверенности. Там вас ждет ощущение свободы, вы сможете оторваться от земли и лететь, куда захотите.

Подготовила Тая Арянова

Источник: https://ru.ihodl.com/lifestyle/2017-07-27/kak-nauchitsya-chemu-ugodno-4-glavnyh-pravila/

Учимся учиться, или как изучать новое быстро и эффективно

Как научиться чему-то новому: 3 метода

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик

Александра Лузина, психолог, корпоративный тренер СКБ КонтурДенис Лунёв, психолог, коуч, консультант, тренерАнна Соловьева, эксперт по отчетности и расчету заработной платы СКБ Контур

Зачем вы учитесь?

Очень важно задать этот вопрос себе, подчиненному или ребенку, который осваивает школьную программу. От того, есть ли цель и как она сформулирована, во многом зависит мотивация обучаемого и, конечно, успех. Кроме того, должны быть сформулированы и критерии, по которым мы планируем оценивать результаты обучения.

А. Л.: Важно понимать, для чего обучение нужно в работе, чему хочу научиться и что хочу получить  в результате. У цели обязательно должны быть сроки, и в этом ее отличие от мечты. И обязательно нужно подумать, какие есть ограничения, что может помешать, если у вас какие-то табу на пути к цели. Например, заниматься сможете только раз в неделю по выходным.

Задумайтесь также над тем, по каким критериям вы будете оценивать результат, фиксируйте промежуточные результаты. Так, когда человек начинает заниматься вокалом, обязательно делается запись, как он пел до занятий, через месяц, через два, чтобы была видна динамика.

Показателем динамики может быть время: сначала я тратил два рабочих дня для создания этого отчета, а сейчас — два часа.

Покажем это на примере. Сейчас я бухгалтер-кассир, через полгода моя коллега — бухгалтер по учету заработной платы уходит в декретный отпуск. И у меня есть возможность занять эту должность, если я успею освоить данный участок работы.

Я составляю список знаний и навыков, дроблю их на шесть месяцев, и мы с главным бухгалтером договариваемся, как будем контролировать результат. Знания будем проверять с помощью тестирования и решения реальных практических задач. Также критерием будет время, которое я трачу на определенные операции.

Сейчас у меня уходит на начисление зарплаты одному сотруднику два часа, а через полгода это должно занимать не больше 20 минут.

А. Л.: Еще очень важно определить критерий, на основе которого можно будет сделать вывод, удалось достичь успеха или нет.

Допустим, вы хотите через год, когда поедете в отпуск свободно говорить на английском языке.

А что для вас значит свободно разговаривать на иностранном языке? Спросить, как дойти до Биг-Бена, или возможность свободно, без словаря беседовать, например, на такие сложные темы, как ядерная физика?

Почему же иногда нам так и не удается реализовать свои цели? К примеру, изучение иностранного языка откладывается в долгий ящик уже который год?

А. Л.: Часто мы ставим слишком амбициозные цели. Не думаем о рисках, о том, что может остановить на пути к этой цели. Есть ли какие-то внутренние ограничения, готовы ли мы к покорению этой вершины? Иногда страшно начать.

Тогда важно сделать хотя бы что-то, пусть это будет маленькое незамысловатое действие. Бывает, что не хватает поддерживающей среды: сложно справиться в одиночку. Тогда человек идет на тренинги повышения квалификации, курсы обучения английскому языку или в спортзал, например.

Приходит и понимает, что не он один не умеет это делать, есть люди, которые готовы вместе с ним учиться.

Насколько вы заинтересованы в результате?

Огромное влияние на результат оказывает то, насколько человек заинтересован в получении новых знаний, что для него стало стимулом для обучения. Информация, как и пища, усваивается намного лучше, когда поглощается с аппетитом, когда очевидна внутренняя ценность обучения.

А. Л.: Разные люди руководствуются разными мотивами. Бывает «мотивация от». Например, от страха получить штраф или выговор от руководства. И «мотивация к». Когда человек делает что-то, потому что хочет вырасти в должности или просто потому, что это ему нравится. Надо понимать, чем руководствуется человек, которому мы ставим задачи.

Д. Л.: Есть внешняя мотивация, когда человек идет учиться, потому что его послали. Это плохая мотивация. Он будет плохо учиться.

А вот когда он сам придет и попросит чему-то научить или отправить на курсы, чтобы освоить новые навыки, — это хорошая мотивация.

И тогда во время занятий или изучения литературы по теме у него есть внутреннее желание получить эти знания, а значит, результат будет значительно лучше.

А. Л.: Стоит учитывать еще одну особенность человеческой психики. Порой пропадает желание продолжать. Ведь это же надо находить в себе силы, выкраивать время и заниматься. Тут большое значение имеет то, ради чего все это делается.

Если цель действительно вдохновляет, то и силы найдутся. Человек очень сильно воодушевляется, когда начинает видеть первые результаты. Тогда возникает драйв, азарт, желание довести начатое до конца. Вопрос в том, как поддерживать себя, пока не появится этих результатов.

Нужны какие-то промежуточные радости.

Положительным подкреплением для подчиненного может быть похвала, комплимент, что он научился делать то, чего раньше никто не умел, оптимизировал процессы.

Для ребенка, который делает первые успехи, например, в игре на фортепиано, это может быть словесная похвала, совместный поход в зоопарк или какая-то «вкусная радость». Себе самому тоже можно придумать маленькие радости.

Например, если я отлично сдам этот проверочный тест, тогда я куплю себе путевку в отпуск или новое платье, которое мне давно хотелось, позволю себе отступить от диеты и т д. А еще взрослые, как и дети, любят учиться через игру.

Тогда промежуточный результат подогревает азарт. Поэтому тестирование-подкрепление можно устраивать в формате игры, конкурса, соревнования. Сейчас есть даже дистанционные программы, построенные по этому принципу.

После окончания обучения начинается процесс освоения полученных знаний и навыков. И тут очень важно, чтобы была возможность применять их на практике, встраивать в рабочий процесс. Если речь идет об обучении подчиненного или ребенка, опять же продумать, как это будет реализовано, будет это серия дополнительных вебинаров или консультации внутреннего эксперта.

От чего зависят способности к обучению

Все мы разные. Кто-то легко и быстро усваивает самую сложную информацию, а кому-то этот процесс дается значительно сложнее. Кто-то предпочитает годами действовать по многократно выверенному алгоритму, выполнять привычные функции.

А для кого-то важно постоянно учиться, пробовать что-то новое, находить более эффективные способы решения стандартных задач. И конечно, вторые в процессе своих поисков чаще совершают ошибки, приходят не туда.

А какой стиль поведения характерен для вас?

Д. Л.: Первое, от чего зависит способность к обучению, это установка на непрерывное повышение квалификации. Вчерашние сертификаты уже никого не интересуют. Нужно отказаться от мысли: «Сейчас я еще вот это изучу и тогда смогу работать на таком-то рынке или с такими-то счетами».

Вкладываться в развитие придется постоянно, и это не всегда деньги — где-то время, где-то другие ресурсы. При постановке задач, в том числе на обучение и развитие, надо учитывать индивидуальные особенности. В бухгалтерии есть разные задачи. Где-то нужны аналитики, которые смотрят на цифры, а видят графики, у них в голове это происходит автоматически.

А где-то нам нужны коммуникаторы, которые могут с различными подразделениями наладить контакт или договориться с контрагентами.

У тех, кто готов заняться чем-то принципиально другим, кто не боится освоить новый фронт работы, выходя за пределы зоны комфорта, способности к обучению значительно выше. Они легче усваивают новую информацию. Это подтверждают данные исследования, проведенного Teachers College (Columbia University) в 2011 году.

Д. Л.: Если человек три года «сидит на зарплате», у него возникает ощущение, ложное впрочем, что о зарплате он  знает все. Желание развиваться и двигаться вперед пропадает. И когда ему предлагают по этой теме книжку почитать или на семинар сходить, он идет туда с мыслью, что ничего нового не узнает. Нужно поддерживать желание развиваться. 

Как повысить уровень обучаемости?

Если постоянно действовать по шаблону, со временем ослабевает память, снижается концентрация внимания. Привычка не позволяет использовать заложенный в нас потенциал.

Чтобы новая информация хорошо усваивалась, чтобы было легче находить решения в нестандартных ситуациях, нужно поддерживать гибкость ума. Мозг должен постоянно обрабатывать новую информацию, искать нестандартные решения и пути.

Чтобы нервные клетки пробудились к активной деятельности, тренироваться нужно постоянно.

Д. Л.: Очень правильно, если в бухгалтерии есть возможность ротации. Полгода я сижу на одних счетах, а следующие полгода могу посидеть на других. Возможность переключаться, чтобы за два-три года я освоил всю бухгалтерию достаточно глубоко.

А еще через два года мне поручают баланс составить вместо главного  бухгалтера, он мне делегирует. Он, конечно, все перепроверит, но, в общем, я сам делаю сводную управленческую или налоговую отчетность. В такой ситуации желание двигаться вперед у меня не пропадет.

Нужно с молодости приучать себя к постоянному развитию. Чтобы выстроить процесс непрерывного обучения, бухгалтерия может выписывать два-три профессиональных журнала.

Главное, чтобы их действительно регулярно читали, чтобы специалист каждую неделю узнавал что-то новое и интересное в своей области.

А. С.: Полезно иметь подписку на рассылку профессиональных изданий, например «Бухгалтерии Онлайн». Это позволяет быть в курсе всех вступающих в силу и планируемых изменений, чтобы понимать, как перестроить свою работу.

В отдельной табличке я фиксирую, какие изменения планируются, и копирую туда ссылку на источник. А когда приходит время, например наступает очередной год, я уже знаю, что изменилось и что мне важно учесть. Также я собираю в таблицы данные о том, как в разные годы изменяется МРОТ, ставки для расчета взносов и др.

Это не самая оперативная информация, но когда она мне нужна, она всегда под рукой.

Чтобы информация хорошо усваивалась, у человека должна быть развита кратковременная или оперативная память.

А. Л.: Есть специальные упражнения для улучшения памяти. Также хорошо развивает интеллектуальные способности письменная речь. Причем именно рукописная. Потому что в этом процессе задействована мелкая моторика.

Полезно читать художественную литературу. Чтение — это новые слова, новые сюжеты. Рисовать тоже полезно. Это тренировка синхронной работы двух полушарий.

В результате скорость реакции повышается, мыслительные процессы ускоряются, человек быстрее реагирует на новые ситуации.

Не стоит браться сразу за освоение многих аспектов. Это миф, что человек может одновременно решать несколько задач, изучать материалы по нескольким масштабным темам. В этом случае эффективность снижается в разы. Лучше концентрироваться на чем-то одном. И только потом браться за другую задачу.

Также на способность усваивать информацию влияют такие банальные вещи, как физическая нагрузка, питание, прогулки на свежем воздухе.

Д. Л.: Надо питаться натуральной пищей, больше есть овощей и фруктов, а вот мяса есть меньше, много двигаться. А в момент обучения лучше вообще себя впроголодь держать, тогда информация будет усваиваться еще лучше.

Потому что, когда мы сильно наелись, особенно быстрых углеводов, каких-нибудь сладостей, это, с одной стороны, подпитывает мозг, а с другой — вся информация, которую мы запоминаем, быстро выгорает.

А нам нужны длинные углеводы, долгоиграющие, разные каши без молока, злаки, клетчатка, морковка. Все это способствует усвоению информации.

«Опыт, сын ошибок трудных»

Часто основное препятствие к изучению чего-то нового — это страх допустить ошибку или не справиться с поставленной задачей. И тут есть чему поучиться у детей.

Они не боятся промахов и неудач, осваивают новое с увлечением и азартом. Вспомните малыша, который учится ходить. Или ребенка постарше, когда он осваивает велосипед.

Что они делают, когда в процессе обучения падают? Встают и продолжают.

Взрослым чаще свойственна осторожность, стремление оставаться в зоне комфорта, избегая неудач. Но есть и такие, кому удается сохранить «детскую» увлеченность. Их не пугает высокая вероятность ошибки.

Так, у изобретателя Томаса Эдисона было множество ошибочных попыток прежде, чем он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов лампы накаливания. А о своих неудачах он сказал так: «Это не были неудачи. Просто я изобрел 10 000 способов, которые не сработали». Не зря же говорят: на ошибках учатся.

Как же быть, когда цена ошибки очень высока, например при подготовке квартального отчета или оформлении платежных документов?

А. Л.: В ситуации с высокой степенью ответственности, когда цена ошибки высока, человек учится очень быстро. Например, летчик-истребитель понимает, что любое его неверное движение может стоить ему жизни.

Этот тезис применим и к ситуации, когда речь идет о финансовой ответственности. В таких случаях все процессы выстраиваются так, чтобы все действительно работало, отчеты были сданы в корректном виде и в срок и т д.

Поэтому важно, чтобы финансовую ответственность в бухгалтерии нес не только главный бухгалтер.

В стрессовой ситуации нам часто открываются решения, которые при осознанном поиске бывают не доступны, потому что мы привыкли рассуждать шаблонно.

Д. Л.: Взрослые обучаются только в процессе профессиональной деятельности. К сожалению, как бы этот материал не был красиво оформлен, как бы он не был подан, если нет возможности попробовать и сделать что-то самому, то вся информация уходит в пустоту.

Например, когда работу в программе только показывают на экране, в это не очень веришь. Потому что личный опыт подсказывает, что это красиво только на экране, а когда до дела доходит — совершенно другая картина.

Нужно обязательно что-то сделать ручками: посчитать на калькуляторе, поработать в бухгалтерской программе. Тогда информация усваивается.

А. С.: На КУБЕ об изменениях мы рассказываем в такой модели: было/стало. Это позволяет увидеть особенности, понять, что изменилось. Очень помогают усваивать информацию цифровые примеры, ситуации из жизни.

Сказать можно много, а когда есть возможность посмотреть на конкретном примере, тогда легче разобраться. После урока мы всегда даем слушателям практические задания. Их выполнение очень помогает усваивать информацию.

Если в бухгалтерии есть традиция делиться с коллегами профессиональной информацией, то очень полезно включать в свой рассказ практические задания и тесты.

Источник: https://kontur.ru/articles/2283

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.